Мужские хихоньки по поводу женщин за рулём — не более чем очередное проявление полового шовинизма. В среднем только 20 из 600 ДТП происходит по вине слабого пола. Но всё же не так быстро идёт процесс вливания в не такие уж тесные пока ряды женщин-автовладелиц. Поэтому поделимся несколькими советами.
Почему женщины любят «джипов»? То, что российские автолюбительницы изо всех марок машин предпочитают внедорожники, — факт, подтверждённый статистикой. И я как частный случай общей закономерности могу объяснить, почему: из-за ненадёжности отечественных дорог и мужчин. А джип, даже если ты путешествуешь одна, пройдёт по любым полям и лесам, не говоря уж о городских колдобинах, он такой сильный и… эротичный. Да, представьте себе, не только мужчины одушевляют свои авто, нам это тоже свойственно. Я хорошо запомнила, как, отправившись однажды чисто женской компанией «на природу», мы оказались её заложницами всего-то после грибного дождика: лесная дорога чуть-чуть размокла, и «Тойота-королла» тут же вхолостую закрутила колёсами на траве. Именно тогда в моей голове начал формироваться образ любимого — мой «железный» должен выносить меня из любой хляби! При ближайшем рассмотрении оказалось, что «за любовь надо дорого платить». Как в жизни: любят что-то большое, яркое и быстрое, а замуж зачастую выходят за «то, что было, то и полюбила». Внедорожники, помимо более высокой цены, имеют ещё одно неприятное для совместной жизни качество: много кушают. Если мой старенький «жигуль» съедал литров 8 бензина на 100 километров, то «Мицубиси» того же возраста потребляет 15-16! И это при механической коробке передач. Говорят, если бы стоял «автомат», аппетит был бы ещё сильнее. Но вернемся, пожалуй, к тому, когда было принято решение о покупке машины. И попытаюсь разубедить женщин, до сих пор считающих, что без мужчины им с машиной не справиться. Главное, не тушуйтесь и не бойтесь, мужчины сами нас боятся. Подозрительно так спрашивают: «А почему вы, а не муж занимается покупкой машины»? Когда объясняешь, что бывают мужья той редкой породы, которую машины не интересуют в принципе, не верят. И в панике озираются, когда дело доходит до передачи денег, видно, боятся «подставы». Одни смеялись, когда я ходила по автомобильной барахолке и задавала «умные» вопросы. Ну и пусть, теперь злорадно думаю я, деньги мои в итоге достались тому, кто не смеялся. Итак, шаг первый…
Где взять денег? Продать что-нибудь ненужное. В моём случае это был старый «жигуль», но на 45 вырученных тысяч «иномарку» не купишь. Остальное добирается кредитом. Тут возможны два варианта. Первый — купить машину, отдав первоначальный взнос (20-30 процентов). На оставшуюся сумму взять так называемый автокредит. Процентная ставка у него ниже, чем у обычных кредитов, и срок погашения больше (доходит иногда до 5 лет). Но! В собственность вам машину не отдадут, будете ездить по доверенности банка, пока не погасите кредит — это во-первых. В-третьих, каждый год придётся машину перестраховывать, то есть платить от 8 до 10 процентов от её стоимости. При этом оформить сделку можно только через автосалон, а это ещё дополнительная «накрутка». Таковы условия этого вида кабалы. Вторая разновидность — кредит «на неотложные нужды». Срок погашения 1,5-2 года, процентные ставки 19-21 процент. При этом дадут не столько, сколько нужно, а в зависимости от вашей зарплаты. Если ежемесячный доход 10 000 рублей, могут осчастливить 80-90 тысячами. На нормальную машину всё равно не хватит. Изучите условия кредитования в разных банках, сейчас совсем не обязательно иметь множество поручителей и собирать кучу справок. В некоторых дают «быстрые» кредиты, на второй день после заявки, но небольшие — тысяч 30-50. Условие предоставления кредита — ваша благонадёжность, выясняется порой забавным способом. Наш бухгалтер сообщила мне, что звонили из банка и просто спрашивали, хороший ли я человек. Ещё будьте готовы к тому, что в любом банке с вас возьмут некий, весьма существенный, «первоначальный взнос» за выдачу кредита и оформление документов. В прошлом году треть новых «иномарок» была продана в кредит. Специалисты говорят, что продажи автомобилей будут расти ещё года два, пока 70% покупателей не попадут в кабалу к банкам. Затем нами займутся финансовые структуры автоконцернов, и тогда, возможно, автокредитование станет более дешёвым.
Как и где выбирать машину? Не верьте тому, что в автосалонах покупать безопаснее. Большинство ассортимента автосалонов по выходным дням выдвигается на автобарахолку, а в понедельник возвращается на место до следующей субботы. Дороже тысяч на 15 — это да! А что касается опасности купить угнанный автомобиль и таким образом лишиться его в момент постановки на учёт, то этого можно избежать безотносительно к месту покупки. Вариант первый, самый надёжный — оформить сделку купли-продажи в одном из пунктов ГИБДД, где осуществляется постановка на учёт. За это вас ещё и пропустят вне очереди, сразу и машину на учёт поставите. Инспектор «не отходя от кассы» сверит номера узлов и агрегатов, не перебиты ли, не в угоне ли автомобиль. Недостаток этого варианта в том, что эти пункты работают не каждый день и их очень мало, поэтому не факт, что продавец захочет стоять с вами в очереди. Вариант второй — попросить инспектора ГИБДД на любом стационарном посту «пробить» машину на предмет угона. Недостаток данного способа — у инспектора в этот день может быть плохое настроение, он эту услугу оказывать не обязан, хотя и мог бы… Вариант третий, запасной — взять у продавца копию паспорта, на всякий случай. Не покупайте машину тут же, надо посмотреть её техническое состояние. В любом ближайшем сервисе за 100 рублей машину поднимут на специальном подъёмнике и скажут, какова ходовая часть и нет ли подтёков масла. И совсем не обязательно понимать, что такое «тяги» или «стойки», главное, что автослесарь своей «дефектовкой» даёт вам повод для торга или для отказа от покупки. Так как в выходные сервисы, как правило, не работают, найдите заранее работающий или перенесите осмотр на будний день. За 300 рублей можно «измерить компрессию», запомните это словосочетание. Меня ему научил опытный водитель, это повышает ваш авторитет в глазах покупателя и является показателем хорошего состояния мотора. Компрессия должна быть одинаковой во всех цилиндрах двигателя. Правда, и тут есть свои предпродажные хитрости: компрессию можно «исправить» на месяц-полтора впрыскиванием так называемых присадок. Самая надёжная — компьютерная диагностика стоит за тысячу, проводится далеко не для всех марок и возрастов машин и на неё нужно записываться в очередь в одном из немногих специализированных автоцентров. На авторынок можно добраться только на такси, зато оттуда вас довезут на машине, которую вы выберете среди выставленных на продажу: просто скажите, что хотите посмотреть её на ходу. Таким образом, у меня отсеялись хорошенькая с виду «Тойота-дуэт», «Хонда-лого» — изнутри они ещё меньше, чем снаружи, колени упираются в подбородок и головой чуть не стукаешься о потолок. Затем отсеялся «Хёндай» (мой выбор на него пал за левый руль по той же цене). Однако ни один из обзвоненных мною магазинов не торговал запчастями к этой марке, а только специализированный центр, по заказу из Европы и за евро. Затем пришлось попрощаться с двумя «ниссанами». Один был полноприводный, но по приборной доске и закрывающимися только с размаху дверьми мало отличался от «жигуля», ломавшегося у меня ровно раз в неделю. Второй, серебристый красавец-седан, шкрябал брюхом за любой бугорок — у него был неприлично маленький клиринс (ещё одно «умное» слово, появившееся в моём лексиконе, — просвет между кузовом и дорогой). Ещё один неплохой вариант покупки — посредством объявлений в газетах или на автомобильных сайтах. Преимущество этого варианта: можно заниматься осмотром машин в будние дни, договариваясь с владельцами о встречах. При этом они сами приезжают к вам — предложение на авторынке так велико, что продавец «бегает за покупателем», и цену можно сбить на 10 000 рублей, а уж на 5000 — это общепринято.
Какая машина вам нужна? Казалось бы, с этого и надо было начинать. Но так казалось бы только мужчинам, которые с юных лет могут отличить не только марку машины, но и год её выпуска по заднему бамперу и фарам. А нам, женщинам, этот вопрос решить гораздо труднее. Возьмём верхнюю ценовую границу примерно в 300 000 рублей. За эти деньги можно приобрести новые американские «Ниву-Шевроле» из Тольятти и «Форд-фокус» из Питера, немецкий «Опель-корса», «Шкоду-фабио» из Чехии и «Фольксваген» из Бразилии, «Хёндай-гец» из Таганрога, «Киарио» из Калининграда, французский «Рено-символ». И всё, остальные «иномарки» «зашкаливают». Преимущества новой машины очевидны: два года гарантии и соответственно бесплатных ремонтов. И пусть вас не смущает, что сборка не немецкая, американская или французская. В мировом автомобилестроении сейчас общепринято, когда одни узлы изготавливаются в Европе, другие — в Малайзии, а конвейер по сборке находится ещё где-нибудь. Единственная неприятность — на наших дорогах и с нашим бензином новые машины начнут быстро ломаться, а налаживать их, по большому счёту, никто не умеет, да и запчасти стоят дорого. У меня насобиралось 170 000 рублей. За такую сумму можно было купить маленького «япончика» до 2001 года, большого «японца» до 1999-го, леворульного «корейца» той же свежести, корейский или японский джип до 1995-го. «Европейцев» я даже не рассматривала, живы были впечатления, как знакомая выложила за новую печку для «Опеля» 8000 рублей — не оказалось нужной детальки для ремонта. Главный вывод, сделанный мною в результате этой автомобильной эпопеи: не удастся в одном автомобиле сочетать все качества, которые хочется. Если машина экономичная, то она не проедет по сугробам и колдобинам, если мощная — съедает весь семейный бюджет, а я теперь езжу на работу на автобусе ради воскресных свиданий с «любимым» и автомобильных прогулок в окрестностях. Единственный компромисс между проходимостью авто и его экономичностью, как говорят знающие люди, — в переднем приводе и хорошей резине, пусть даже не на очень сильной машине. Когда-нибудь проверим и это.