Как приучать детей к хорошему чтению
Общим местом является утверждение, что в наше время дети почти не читают. При этом имеется в виду мировая классика. А ведь классические тексты не только занимательны. Они также развивают мышление, речь, вырабатывают хороший художественный вкус и стиль. В результате чтения такой литературы у ребенка возникает интерес к различным областям жизни. С возрастом появляется желание разобраться в каких-то идеях, что существенно расширяет кругозор ребенка. Разумеется, чтение не заменит живой жизни. Но читающий человек понимает жизнь гораздо глубже и тоньше, лучше разбирается в людях.
Сегодня сегмент детской литературы стал очень широк: это и классические произведения, на которых воспитывалось старшее поколение, и новые авторы и жанры. Современные тексты также заслуживают уважительного внимания.
С какого возраста детям начинать читать? Непростой вопрос. Кажется, чем раньше, тем лучше. Однако родителям неплохо бы понять или, вернее, почувствовать, в какой момент ребенок уже «готов» для знакомства с книгой. Есть дети, которые рано проявляются интерес к чтению. Это настолько заметно, что в таких случаях у родителей не остается сомнений на этот счет. Другим же детям надо аккуратно «навязывать» чтение, и если это делать деликатно, то ребенок с удовольствием воспримет это новое развлечение. Так с какого же возраста можно начинать читать детям книжки? Я думаю, что с самого маленького, буквально с полугода. На рынке много книжек для совсем маленьких детей с яркими, привлекательными картинками и доступным, «малословным» текстом, часто в виде простеньких стишков. Дети очень легко воспринимают стихотворный ритм. Поэтому педагоги советуют в раннем возрасте читать им сказки Пушкина. Если этого не делать, то в двухлетнем, а тем более, трехлетнем возрасте у ребенка может появиться «отторжение», поскольку он вовремя не был вовлечен в мир литературы.
Какие книги и в каком возрасте читать детям? Это зависит, в первую очередь, от способности ребенка воспринимать тот или иной текст. Если родителям посчастливилось вызвать интерес к чтению, к пересказу и обсуждению прочитанного, то переход от сказок к текстам о реальной жизни произойдет быстро. Сказки, вроде бы, любят все. Но здесь надо понимать, о каких сказках идет речь. Например, «Колобок» у четырехлетнего малыша уже вызывает скуку. А многие сказки Андерсена будут еще не очень понятны. Поэтому примерно до двух лет ребенку надо читать стишки С. Маршака, А. Барто, сказки «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». С полутора-двух лет можно переходит к К. Чуковскому с его замечательными и любимыми детьми сказками «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит» и другими. Начиная с трех лет, ребенок вполне усваивает и «Крокодила Гену» Э. Успен-ского, и «38 попугаев» Остера, и «Винни Пуха» Милна, а также замечательную повесть А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». С четырех лет дети уже осознают события, происходящие в книгах. Они выражают свое отношение к героям: переживают за них или негодуют. Такие чувства вызывают «Олененок Бэмби», «Белоснежка и семь гномов», «Золушка». После чтения таких книг многие дети начинают серьезно задумываться о сложностях жизни, о несправедливости. Но не надо перегружать психику ребенка такими переживаниями. Обязательно нужно переходить на веселые и легкие книги. В пять-шесть лет ребенок многое понимает и усваивает. В этом возрасте дети, как правило, начинают сами читать. Теперь они уже могут самостоятельно выбирать те книги, которые им интересны. Для этого можно записать ребенка в библиотеку.
Что делать, если ребенку неинтересно читать? К сожалению, такое встречается довольно часто. У ребенка слишком много других соблазнов. Можно смотреть «мультики» в любом количестве и в любое время. Для чего читать книги, когда похожие сюжеты можно «поиграть» в компьютерной игре или посмотреть по телевизору? В таких ситуациях, если родители хотят привить интерес детей к книге, нужны строгие меры. Они состоят в ограничении просмотров телепередач. Поскольку дети любопытны, то поневоле для получения новых впечатлений и сведений им придется обращаться к книгам.
Кроме классических произведений литературы, существует много замечательных сочинений современных авторов. Если ходить с ребенком в книжные магазины, интересоваться новыми поступлениями, а также просматривать книжные новости в Интернете, то «арсенал» его любимых книг обязательно будет пополняться. Причем этот захватывающий процесс у настоящего читателя продолжается всю жизнь.