Вопрос «как сотрудничать с заказчиками» мучает любого фрилансера. Ведь ему приходится иметь дело с разными заказчиками. С одними работать легко и просто, а с другими – хорошо, если дело до конфликта не доходит.
Поэтому очень важно научиться так строить свои отношения с ними, чтобы не остаться в проигрыше. При работе с любыми заказчиками самое главное – о себе, своих возможностях, опыте работы, знании той или иной программы всегда говорите правду.
Не берите задание, если вы можете не успеть его выполнить, или, если вам может не хватить знаний для его выполнения.
Бывают легкие заказчики. С ними работать приятно и легко. Они знают, чего хотят и сколько это стоит, платят хорошие деньги за хорошую работу. Вы выполняете задание, заказчик его одобряет, может быть, просит внести какие-то изменения, вы дорабатываете и получаете деньги.
Средние заказчики тоже знают, чего хотят, предъявляют нормальные требования, нормально оплачивают работу. Работать с ними немного сложнее, так как требования более жесткие, но, в основном, все довольно гладко.
Трудные заказчики – это те, с которыми и может возникнуть конфликт. Они либо не знают, чего хотят, либо не знают, сколько это стоит. И в том, и в другом случае нужно выработать такой порядок действий того, как сотрудничать с заказчиками, который поможет вам выполнить работу или отказаться от нее.
К примеру, заказчик не знает реальную стоимость работы или намеренно занижает цену: дает заказ в 2-3 раза (бывает, что и в 10 раз) дешевле рыночной стоимости. Здесь есть два пути: либо вежливо объясните ему реальную стоимость работы, либо не берите такое задание.
Заказчик, не знающий, чего он хочет, не может четко сформулировать техническое задание. Просит, например, сделать ему «красиво», «чтобы все было идеально», «удивите меня» и т.д. Здесь можно попробовать понять, «угадать», чего он хочет. Иногда это получается, хотя и трудно.
Другой путь – попросите заказчика показать примеры работ, которые ему нравятся, и выполнить свою работу по этому образцу. Третий – возьмите предоплату. И тогда вы можете быть уверенным, что какой-то вариант будет принят.
Чтобы лучше понять, чего хочет заказчик, и как с ним работать, задавайте ему вопросы, старайтесь получить максимум информации о заказе. Если, к примеру, это рекламная статья какой-то организации, узнайте о ней как можно больше: название, когда основана, ее область деятельности, история, ассортимент, какие преимущества у нее перед конкурентами, а также что нужно конкретно сделать, какие решить задачи (привлечь новых партнеров, удержать старых, стимулировать продажи).
Так же четко вы должны знать сроки выполнения заказа и пожелания заказчика. Такой универсальный опросник можно предлагать любому заказчику, конечно, подводя вопросы под конкретные цели. Использование его – показатель профессионализма фрилансера.