Когда мне предложили принять участие в городском конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» в номинации «Лидер образования», то первое что мне пришло в голову это вопрос, почему я? Что сделала я такого, что выделило меня из многих уважаемых мною руководителей? Мне предстояло над этими и многими другими вопросами серьезно подумать!
Прежде чем принять решение об участии в конкурсе, как и в любом другом серьезном деле, прежде всего необходимы смелость, решительность, любопытство и наконец, четкое представление конечного результата. Колебание было не долгим, а размышляла я примерно так: конечно, приятно когда твою работу заметили – значит усилия не пропали даром; если это не случай или стечение обстоятельств, то закономерный итог упорного и кропотливого труда; хватит ли у меня смелости и решительности? Так ведь любопытно, заслуживаю ли я того высокого доверия, что оказали мне люди выдвигая мою кандидатуру. Да к тому же лишний раз проверить себя в чем-то новом и стоящем не помешает; что я могу потерять в результате неудачи? Об этом и думать нечего, ведь участие в конкурсе это уже удача! А вот приобрести независимо от результата участия можно многое. Прежде всего, каждое испытание, при наличие правильных выводов, способствует внутреннему росту, приобретению бесценного опыта, раскрытию творческого потенциала которым нас всех, без исключения, так щедро одарила природа. Разве не здорово использовать еще одну возможность для сплочения школьного коллектива? Педагогического коллектива в масштабе района? Такую возможность нельзя упускать, ведь если только представить, что за моими успехами будут наблюдать, «болеть», переживать, привносить свой вклад в достижение конечного результата все, от учащегося школы до администрации района, то сомнения отступают и на его место приходит уверенность, уверенность в том, что я иду в правильном направлении, в направлении, где проигравших не будет, а будут счастливые люди переживающие массу приятных эмоций. Конечно же, участие в конкурсе предполагает встречи с новыми интересными людьми, у которых, без всякого сомнения, можно многому научиться, как в профессиональном, так и в житейском плане. Кто знает, может эти встречи с коллегами и единомышленниками перерастут в дружбу. А как же любовь и уважение? Все очень просто они у меня уже есть, их сполна получаю от мужа и сына, которые поддерживают мое намерение, рады за меня и горды! Вот путем таких незамысловатых размышлений, проникнувшись чувством ответственности, я с легким сердцем принимаюсь за сочинение, только сочинять я не собираюсь, а напишу просто, просто все как есть. А уж открыла ли я «формулу успеха» или пришла к другому результату судить Вам, уважаемое жюри. Прежде всего, меня заинтересовало значение слова успех. Тут, как и каждый здравомыслящий человек, я решила обратиться к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Из многочисленных толкований, учитывая контекст этой работы, думаю, что наиболее точно подходят следующие: общественное признание; хорошие результаты в работе, учебе. Единственное что меня смущало это то, что мне предстоит представить свою «формулу успеха». Ведь если есть формула, то она должна привести к успеху любого кто захочет ей воспользоваться. С одной стороны успех это внутреннее переживание, а с другой — это оценка поставленная тебе членами общества за конкретные результаты в той или иной деятельности. Если с оценкой все более или менее понятно, то как ее получить и при этом чтоб ощущения успеха и счастья совпали? Ой, кажется, я неожиданно для себя открыла одну из составляющих «формулы» — радость! Помните, как когда-то в детстве наши родители радовались нашим успехам? Тому как мы делали первые шаги в этой жизни осваивая окружающий мир. Все чему бы мы не научились, сопровождалось радостью, счастьем и нам несомненно сопутствовал успех! Получается, что мы все рождены успешными и успех родом из детства! Не обошел и меня стороной успех. Я выросла в большой и дружной семье, в которой я была старшим ребенком. Мои родители всегда поощряли мои достижения и я, видя радость на их лицах, постоянно стремилась к своей порции «успеха», не забывая при этом, делится с младшими братьями, радуясь их первым шагам к собственному успеху. Помню, как однажды осенью мы школьники помогали родному колхозу в уборке свеклы. Хотя эту работу я проделывала неоднократно на семейном подворье, как общественную мне предстояло выполнить ее впервые. Опуская некоторые детали дальнейших событий скажу, что по итогам работы я получила грамоту от колхоза, а на заработанные от уборки средства мне вручили билет на концерт группы «Ласковый май»! Все бы хорошо, только проблема заключалась в том, что без помощи младшего брата я вряд ли бы почивала на лаврах! Что делать? Как воздать по заслугам за труды брата? Не долго думая я решила отказаться от поездки на концерт взяв с брата обещание что он мне потом все подробно расскажет. Папа с мамой одобрили мое решение, но отголоски страданий, которые исходили от каждой частички моего тела, не давали им покоя! Думаете я не поехала на концерт и моя мечта повисла в воздухе? Правильно я не только поехала, но и сидела вместе с братом в пятом ряду. Чудо? Нет, это папа, который сумел таки раздобыть «лишний билетик»! Отсюда вывод, что для достижения успеха, положительных эмоций, нужно, что-то делать, делать то, что приносит радость и пользу другим людям! Ведь совместные усилия многих людей, с которыми нас так или иначе связывает жизнь, и выливаются в тот результат, результат со знаком «+», который и оценивается как успешный. В жизни многие из нас наблюдали как талантливые, одаренные во многих отношениях люди, благодаря кропотливому труду, а порой случаю попадают на руководящие должности. Вроде все знают и умеют и все у них должно получаться, но проходит время и как результат – мы видим что перед нами скорее не человек, а «навьюченная лошадка» которая с трудом тянет свою непосильную ношу. Потухший взгляд, съежившиеся плечи, на которых плетью болтаются опущенные руки, да еще и неуверенная походка говорят о том, что человек устал. Ему кажется, что кругом все его не понимают, недооценивают, ставят под сомнение все его дела и поступки. Я просто не понимала, как это может произойти, почему грамотный специалист не пользуется в ранге руководителя авторитетом. Может он привык отвечать только за свои поступки? Или ему кажется, что остальные должны поступать в соответствии с его ожиданиями? Что не хватает ему для того чтобы почувствовать что за ним за ним стоят люди способные поддержать в «трудную минуту»? Как отделаться от ощущения, что подчиненные способны доставлять одни лишь проблемы? Только будучи руководителем, я для себя сделала самое главное открытие в жизни, что человек, который не стремится понять окружающих, понять что ими движет в тех или иных обстоятельствах, почему они поступают так а не иначе — не может быть успешным. Успешные люди это те, которые уверены, что все люди «хорошие» и поступают лучшим из доступных способов в своей модели поведения или другими словами воспользуются лучшим из имеющихся в данной ситуации выборов! Ведь все мы разные в силу наследственности, воспитания, жизненного опыта! В своем коллективе я стараюсь создавать ситуации в которых учитель или учащийся смог бы почувствовать себя «звездой», осознать свою значимость, поучаствовать на равных в решении стоящих перед коллективом задач. Каждый имеет право быть услышанным! Нельзя запираться в кабинете и создавать иллюзию тотальной занятости. Дверь кабинета должна быть всегда открыта! Мой кабинет никогда не пустует и на любой перемене или в неурочное время туда приходят дети и не важно пришли они для обсуждения вопросов связанных с участием в школьной жизни или просто поделится впечатлениями собственной жизни. Когда ребенка не вызываешь к себе, а он сам приходит с готовностью быть полезным для школы, тогда тебе становится ясным, что эти «маленькие» люди, для которых мы педагоги призваны работать, являются настоящим мерилом успеха. Помните? «Мир отражается в глазах ребенка!» или «Устами ребенка глаголет истина!». Неожиданно для себя я осознала, что на этом можно было бы и закончить повествование, «моя формула успеха» открыта и пора подвести итог. Для того чтобы быть успешным нужно: любить и ценить жизнь; искренье интересоваться жизнью людей и радоваться их успехам; знать какие убеждения и ценности движут каждым из членов педагогического коллектива; не бояться ответственности и чувствовать ее за вверенных тебе людей; стараться понять окружающих тебя людей и уважать их стремления; помнить что руководитель всегда больше заинтересован в своих подчиненных, а не наоборот; работать над собой и никогда не останавливаться на достигнутых результатах. Как вы понимаете многое еще можно добавить к написанному в этой работе, но как мне кажется что красной нитью проходит мысль, что для достижения успеха важны качество человеческих взаимоотношений, компетентность в избранном поле деятельности и конечное – ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ!