Как написать правильно сочинение?
Школьники с написанием сочинения сталкиваются постоянно, но вопросы о том, как сделать это правильно остается актуальным для каждого нового поколения. Основная претензия учителей и жалоба учеников – скудность мыслей и словарного запаса. На самом деле лексикон среднестатистического школьника не так уж и беден, часто он не умеет им пользоваться. Многие думают, что текст должен быть написан сразу же, теряются, когда им кажется, что мысли ускользают от них. Поэтому записывают первые пришедшие в голову пустые шаблонные фразы, потом, когда шаблоны заканчиваются, долго подбирают слова, затем, разочаровавшись в себе, пытаются списать красивые фразы из чужих книг и сочинений. Именно поэтому их рассуждения выглядят бедными, чужими, скудными. В чем же дело? Дело в том, что типичное школьное сочинение – это рассуждение. Самый сложный для изложения тип речи. Повествование, описание и рассуждение Не обязательно четко понимать их различия, запоминать из определения, но суть того, как можно построить свою речь, обязательно нужно понять. Самый естественный тип речи – повествование. Мы пользуемся им регулярно, в любом разговоре. Именно его используют, когда младшего школьника обучают азам сочинения: стандартное темы «Как я провел лето» или «Как мы с мамой ходили в зоопарк» дают возможность ребенку просто и естественно перечислить события, рассказать о своих поступках и действиях других людей. Однако для взрослых сочинений он становится слишком неудобным, узким, скучным, бессмысленным. Описанию тоже учат в младших классах школы: рассказать о том, что видит ребенок за окном или на определенной картине: каковы цвета, краски, очертания и предметы, люди и выражения их лиц, что он чувствует и думает, когда видит что-то. Когда описание освоено и повествование становится логичным, ребенок способен к рассуждению: он сможет рассказать не о том, что делает и видит, а том, что думает и чувствует, сумев расположить мысли в стройном порядке. А думаем и чувствуем в каждую минуту мы столько, что зафиксировать и систематизировать это нужно с умом. Небольшой секрет для систематизации наших мыслей при рассуждении • минуту вдумайтесь с предложенную тему, внимательно изучите каждое слово в нем, • запишите в свободном или даже хаотичном порядке все слова, фразы, можно обрывочные мысли, любые чувства, которые связаны с предложенной темой (не менее 10), • рядом ними – их синонимы, слова близкие по значению, • рядом – слова, противоположные по значению, • затем красочные эпитеты или просто определения к понравившимся словам, • потом глагольные конструкции, которые были бы связаны со всеми написанными уже словами. Данный прием создаст вам нужное смысловое поле по заданной теме. Рассуждениям нужно именно оно. Расширяйте этот список до тех пор, пока не почувствуете логику в своих мыслях. Правильному и глубокому рассуждению нужно богатое смысловое поле с несколькими десятками понятий, которые потом можно смело использовать, оформляя в законченные предложения. Затем их останется «упаковать» в правильные композиционные составляющие: введение, основную часть, заключение. А этому учат повсюду. Справитесь!