Изначально под словом утрата в психиатрии понималась только потеря близкого человека. В дальнейшем утратой стали считать расставание, развод и прочие виды разлуки с очень близким человеком. Также к утрате относят: любые потери, связанные с организмом (например, ампутацию конечности или тяжелое хроническое заболевание, ограничивающее жизнь человека), потерю социального статуса, уважения в определённой группе, работы, жилья. Сильную реакцию горя у одинокого человека также может вызвать утрата любимого домашнего животного.
Степень выраженности и интенсивность таких реакций определяется внезапностью утраты и близостью отношений с утраченным человеком. До 75 процентов семейных пар, по каким-либо причинам утративших детей, на некоторое время «перестают быть семьёй», а зачастую и вовсе расходятся. Такие пары чаще других страдают от алкоголизма, депрессии, попыток самоубийства.
Характерны страдания сибсов (родных братьев и сестер) погибших детей. С одной стороны, они испытывают чувство вины, так как остались в живых, а с другой — видят страдания своих родителей и понимают их как подтверждение того, что утраченные дети значили для них больше.
Протекание реакции горя принято делить на три последовательные фазы:
Первая фаза — фаза неприятия (протеста). Испытывающий утрату пытается всеми силами вернуть любимого им человека, восстановить отношения с погибшим. Для этого этапа характерно возбуждение: человек рыдает, причитает, становится недоброжелательным и раздражительным по отношению к окружающим. У некоторых индивидов первая фаза протекает иначе: у них возникает эмоциональный блок для защиты от восприятия горя; со стороны кажется, как будто утрата не оказала никакого влияния ни на образ жизни, ни на эмоциональное состояние индивида. Продолжительность фазы неприятия обычно составляет от нескольких минут до месяцев. За этот очень болезненный период приходит осознание потери. Состояние человека определяется наиболее интенсивным в это время аффектом – тяжелой печалью. При этом проявления печали могут напоминать обычную депрессию, но между ними существует большая разница – испытывающий печаль не теряет самооценки в отличие от человека в состоянии депрессии.
Соматические ощущения во время реакции горя могут быть следующими:
- чувство нехватки кислорода
- апатия, слабость, нехватка физической энергии
- ощущения кома в горле (сжимания горла)
- снижение аппетита
Во всех случаях реакция горя ухудшает отношения индивида с другими людьми. Человек становится интравертированным, безразличным к окружающим; отзывчивые и добрые ранее люди становятся замкнутыми и даже грубыми. Любые дела требуют усиленной концентрации воли, так как мотивация к любому труду сильно снижается.
Довольно часто перенесшие утрату индивиды начинают испытывать слуховые галлюцинации: они могут слышать, как погибший окликает их по имени или «ходит ночью на цыпочках по дому». Эти галлюцинации вызывают страх у человека, он обращается за помощью, так как боится «сойти с ума». Однако, как полагают многие исследователи, такой страх и галлюцинации не являются признаком реальной психопатологии и не являются опасным состоянием, способным привести к заболеванию.
Если в предыдущей фазе наблюдались явления дезорганизации человека, то далее следует фаза реорганизации: человек уже принял потерю и начинает восстанавливать своё отношение к действительности. Длится фаза реорганизации от двух-трех недель до многих лет. В этот период воспоминания о смерти любимого человека перестают быть остро болезненными; в памяти начинают всплывать приятные моменты, связанные с погибшим.
Третья стадия характеризуется возобновлением полноценной социальной жизни, появлением новых интересов и увлечений. На данном этапе иногда возникает так называемый синдром выжившего – чувство вины за то, что человек наслаждается и радуется жизни не смотря на смерть близкого.
Даже после многих лет после утраты у лиц с реакцией горя могут оставаться некоторые паттерны отношения к потерянному человеку:
- фантазии о воссоединении с погибшим (эта мысль особенно сильна у религиозных людей, верящих в загробную жизнь)
- воспоминания о пережитых моментах вместе с усопшим
- связь с любимым человеком может осуществляться через процесс идентификации (перенимаются привычки, характер и увлечения погибшего, причем зачастую это даже не осознается индивидом).
В дальнейшем человек, сумевший пережить и смириться с утратой, становится психологически более сильным и устойчивым.
Патологическая реакция горя
Одной из наиболее тяжелых реакций на утрату является её фактическое отсутствие. То есть индивид по сути не испытывает реакцию горя: его не терзают ни воспоминания, ни душевная боль или тоска. Обычно осознание потери происходит через определенный период времени, например, после годовщины смерти. Бывают такие случаи, когда человек начинает оплакивать потерю только после еще одной ощутимой потери.
В других случаях ощущение глубокой печали перерастает в выраженную депрессию, возникает презрение к самому себе. Иногда индивид социально изолирует себя, не смотря на сохраняющуюся гиперактивность.
Часть лиц, переживших потерю любимого человека, начинают общаться с ним в своих мыслях, хотя они отдают себе отчет в том, что усопшего уже не вернуть.