Системный администратор в любом офисе, в любой компании – это центр всей информационной системы, именно он мониторит состояние всей компании, моментально исправляет все ошибки пользователей и инженеров, ведет анализ данный, в общем, занимается работой, непонятной простому человеку.
Любой сисадмин, будь то профессионал со стажем или начинающий IT-шник, порой совершает ошибки, которые обходятся компании очень дорого, а самого специалиста в этой ситуации ждут серьезные санкции, вплоть до увольнения. Дабы избежать фатальных провалов, нужно быть готовым к любой ошибки пользователя, именно о таких проблемах и пойдет речь в данном руководстве.
Совет №1: пути к отступлению
Эта проблема довольно редко встречается, но порой даже матерый профессионал забывает делать бэкапы системы, делать резервные копии файлов, хранить информацию на нескольких носителях и т.п.
Суть в том, что системный администратор обязан иметь исходный материал, так как при неудачной реализации, к примеру, можно вернуться в исходник кода, просканировать логи, найти баг и исправить ошибку. Используйте возможность вернуться назад.
Совет №2: про ошибки и реализацию новых идей
В течение недели вы составили план улучшений, которые не только исправят все «косяки» в работе компании, но и представили возможность оптимизировать работу всей системы. Если вы сделали это в конце недели, то не нужно реализовывать этот план, ибо нередки случаи, когда новизна идей сисадмина оборачивалась крахом работы всего предприятия, а сам мастер уходил на заслуженные выходные. Придумали отличный план? Реализовывайте его в начале, а если что-то пойдет не так, вы можете откатить систему к стабильной версии.
Ошибки пользователя – это главный объект работы для сисадмина. Большинство администраторов попросту не вникают в корень проблемы, им проще 100 раз починить 1 компьютер, чем досконально разбираться в вопросе. Но что это дает? Ведь только поняв причину, полностью изучив вопрос, вы приобретаете опыт и определенные «скилы», позже вы сможете решать подобную проблему на раз-два.
Совет №3: автоматизация работы
Нет, речь тут не идет, что на рабочем месте не мешало бы поставить растение, удобное кресло, да вешать на стену чек-листы (хотя все это делать полезно). Речь идет именно об автоматизации работы. Лень – двигатель прогресса, не так ли? Зачем вам вручную копаться в кодах, если можно прописать определенные скрипты, которые будут делать эту работу вместо вас?
Автоматизируйте свою работу, и у вас появится много свободного времени, которое можно потратить в целях гедонизма или для саморазвития – как угодно!
Совет №4: проверяйте и документируйте
Начнем с первого. Вы можете быть одаренным IT-шником, можете быть семи пядей во лбу, но человеческий фактор никто не отменял. Даже если вы работаете в этой системы много лет, за плечами у вас колоссальный опыт, вы вполне способны совершить ошибку. Главный совет – постоянно тестируйте и проверяйте свою работу, это позволит вам избежать излишней неловкости, которая обязательно возникнет, когда начальство позовет вас к себе в кабинет.
О документации. Главная проблема сисадминов заключается в том, что они не телепаты. Любой программист может написать шикарный код, но при этом его коллега может разбираться в нем неделями. Тут дело не в профессиональных огрехах, а об индивидуальности каждого. Ваши коллеги не могут понять суть вашей работы, вашу стратегию и т.д. Так, ваш коллега, который сменил вас на дежурстве, поломал всю систему, которую вы строили очень долго, так как не понял вас. Составляйте документацию, в скриптах делайте соответствующие комментарии, оставляйте записки, где четко и ясно описана схема работы. Это сбережет ваши нервы.
Совет №5: сомневайтесь во всем
Довольно глупым выглядит человек с паранойей, ему кажется, что что-то не так, хоть работа выполнена безупречно. Полным идиотом и неквалифицированным сотрудником выглядит человек, который не проверил работу и поставил под угрозу работу всей компании. Кем вы хотите быть?
Когда сервера и целые проекты «падают», то тут начинается полный кошмар, ибо порой найти ошибку очень трудно, инженеры ведь все проверили на 100 раз. Работая системным администратором, вы должны контролировать процесс, поэтому проверьте программу или оборудование в 101, это ведь не займет много времени, зато убережет вас от потери работы.
Совет №6: снобизм и информированность
«Какими люди могут быть дебилами, они даже мышку не могут в разъем вставить, боятся, что сломают что-то» — примерно такие мысли возникают у профессионального сисадмина, когда происходит незначительная поломка или сбой. Здесь важно не включать снобизм и агрессию, а быть более стрессоустойчивым, в понятной и доступной форме все пользователю объяснить суть, он ведь глупее вас в техническом плане, будьте терпеливее.
Хороший сисадмин – это тот, кто все просчитывает заранее. Информированность клиентов и коллег позволяет избежать проблем и ненависти с их стороны. Бывают непредвиденные обстоятельства, когда что-то выходит из строя, в такой ситуации вы должны дать простой, но подробный ответ, почему и что случилось. Вы должны показать, что вы делаете все для решения этой проблемы, проявить собственную заинтересованность, встать на место клиента – это отличительная черта этики сисадмина.
Да, сисадминам бывает непросто, но эти советы помогут вам в вашей профессиональной деятельности, следуйте им и избегайте ошибок. Удачи в работе, и пусть ваши сервера никогда не падают!