Первый детский лепет вызывает в родных и близких умилительные чувства. Время идет, а ситуация не меняется: речь ребенка понимают только родители. Как не впасть в панику в таких обстоятельствах? Ответственные родственники бросаются на поиски логопедов, вслушиваются в каждый совет, вчитываются в статьи, а то и книги в надежде найти ответ на вопрос – почему же их ребенок не может освоить звук «р»?
Как выяснить масштаб проблемы? Развитие ребенка идет постепенно и нужно понимать, что становление речи также подчинено определенному графику. Если звук «р» не удается освоить в возрасте 2-3 лет, не стоит сразу выискивать логопеда. Достаточно заниматься артикуляционной гимнастикой дома, привлекая малыша к занятиям их игровой формой. Если же к 5-6 годам ребенку звук «р» по-прежнему не дается, посетить логопеда в этом случае стоит. Специалист осмотрит ребенка и выяснит, по какой причине звук ему не дается. Часто дети произносят «л» вместо «р» либо проглатывают звук «р» в некоторых словах или частях слов. К примеру, произнося «р» без запинки в середине слова, они могут проглатывать звук в окончании. Если звук «р» получается за счет гортани, это может говорить о слабо развитом артикуляционном или дыхательном аппарате. В этом случае посетить логопеда необходимо еще и для того, чтобы исключить возможность дизартрии, признаком которой может быть в том числе ошибочное произношение звука «р».
Игры на развитие языковых возможностей Артикуляционная гимнастика поможет скорректировать речь на первоначальном этапе ее становления. И в этом занятии важен принцип добровольности. Ребенку должны нравиться упражнения, а форму их подачи лучше всего выбрать игровую. Если же какое-то упражнение вызывает реакцию резкого отторжения, лучше его на время отложить. Занятия гимнастикой для языка должны проводиться каждый день. «Цокаем копытцами». Объясните ребенку, что вы отправляетесь в конную прогулку и посоревнуйтесь, чья лошадь быстрей и громче скачет (цокайте языком с ускорением темпа). «Тпру». Лошадки долго скакали и устали, нужно их остановить. А для этого сказать «тпру». Остановились, отдохнули и поскакали дальше. Губной звук «р» даст необходимую вибрацию речевому аппарату. «Индюк». Лошадки приехали на птичий двор и увидели там индюка. Покажите малышу как ходит индюк и что он говорит («бл-бл»). «Прыжочки». Помойте руки себе и ребенку. Встаньте напротив зеркала и продолжайте рассказ. Мы гуляли по дворику и решили зайти в дом. Рот – это домик, в котором живет язык, давай его откроем. Найдите потолок и пол (ребенок должен показать на них пальцем). Объясните, что этот домик не простой – в нем есть диванчики на потолке (найдите бугорки за зубами, слово альвеолы будет трудным для произношения ребенка). Дайте задание язычку, чтобы он попрыгал с пола к диванчикам. Причем язык должен допрыгивать до них, не задерживаясь на зубах. «Ветерок». Поднялся ветер. Покажите, как нужно дуть. Для наглядности можно подуть на ватку, помпон, лист или задуть свечу. Чем сильней вы будете выдувать, тем больше вибрации язычка. Если выдувать воздух, поставив язычок на диванчик, получится звук, напоминающий «тррр». Если же у вас выходит шипящий звук, значит язык слез с диванчика. Потренируйтесь в задувании свечи, перемещении облачков из ваты. Придумывайте шуточные соревнования. К примеру, можно показать, как котята лакают молочко, налить молочко по мискам и пить молоко по-кошачьему на скорость. Предложите также дотянуться языком до носа или подбородка. В дополнение к тренировке артикуляции, рассматривайте каждый день изображения с объектами и животными, название которых содержит звук «р». Вспомните поговорки, загадки и сказки, где часто произносится «р». Помните о том, что в любой тренировке важна регулярность.