Каждый начинающий предприниматель в первую очередь занят поиском финансовых вложений в свой проект. Среди стартаперов очень мало тех, кто создал себя сам без каких-либо внешних вложений, и, в основном, предпринимателям приходится искать инвестиционные средства для своих проектов, стучась во всевозможные венчурные фонды и отлавливая инвесторов на разных мероприятиях, включая туалет.
Каждый инвестор, в свою очередь, имеет свои предпочтения, связанные с характеристиками проектов и отраслями, которые представлены в фонде. Тем не менее, есть одна общая тенденция, которая свойственна всем венчурными капиталистам. И чтобы получить максимальные вложения в свой стартап, предприниматели просто обязаны следовать этим тенденциям. Итак, инвестор для начала должен быть заинтересован в том рынке, который атакует стартап. Инвесторы здесь имеют массу критериев, однако прежде они хотят осознать величину рынка, темпы его развития и состояния, как в дальнейшем можно масштабировать бизнес, какие трудности ожидают при входе на рынок, каким образом можно активно регулировать рынок и как он отвечает основным интересам фонда и стратегических партнеров. Если венчурному фонду понятна бизнес-модель и рынок, то он готов вложиться в подобные стартапы, предложив проекту качественную экспертную оценку и дополнительные средства. Другими словами, вы должны попасть в эту «прибыльную» точку не для того, чтобы у вас появились необходимые средства, а чтобы получить профессиональные венчурные финансы, которые можно назвать «умными» деньгами. Понятно, что существует прямая связь между размером рынка, в котором вы собираетесь работать, и заинтересованностью инвестора в вашем проекте. Между тем есть и беспросветные рынки, у которых нет будущего в принципе, и здесь не стоит впадать в панику, так как у каждого рынка есть моменты установления, активного развития, укрепления и спада. Из этого следует, что если вы настроены покорить огромный и развивающийся рынок, имеющий все перспективы, у вас должна намечаться конкурентные перспективы и инновационная продукция, которая может, по словам западных коллег, взорвать рынок, что, естественно, привлекает инвестора. Также немаловажную роль для инвестора играет команда проекта со своими качественными и количественными характеристиками. Итак, команда должна включать в себя людей, обладающих всевозможными навыками и опытом работы в необходимых отраслях. Венчуристы не нуждаются в «научных теоретиках». Например, по мнению StartupGenome, идеальная команда должна состоять из человека с техническим опытом и человека с опытом в бизнесе. В данном варианте два человека, имеющие разные экспертные направления, будут нести еще один приоритет стартапа для инвестора. Теперь перейдем к самому проекту, чтобы определить его самые важные приоритеты. 1. Конкурентное превосходство. Стартап должен нести в себе конкретное понимание ценности своего предложения и его важности для клиента, а также должно быть осознание, как инновационная продукция компании будет системно интересна для бизнеса и людей. Во время презентации стартапер должен продемонстрировать инвестору все это, что в итоге обернется для него еще одним преимуществом в плане инвестиций. 2. Монетизация. Именно эта характеристика покажет всю эффективность вашей бизнес-модели, а также как вы будете зарабатывать средства. Важно идеально представлять, что если ваша методика зарабатывания средств ориентирована на разовую и случайную прибыль, тогда инвестиционный фонд просто не обратит на нее внимания. Инвестор моментально «обнулит» перспективность вашего проекта. Другими словами, стартаперам необходимо добиваться монетизации, которая постоянно обновляется и стремится к бесконечности. Ваш стартап в идеале должен постоянно повышать среднюю прибыль от клиентуры Traction. Это еще называется способностью продукции заинтересовывать свою клиентуру. Traction несет в себе величины качества, скорости и стоимости привлечения. То есть, traction – это основная составляющая проекта, своего рода, показатель расположенности сторонников и лояльных пользователей. При анализе traction проекта, инвестор видит, каким образом привлекаются клиенты, сложна ли методика стимуляции отзывов аудитории и как устроен процесс реализации. Traction является самым важным критерием венчурности стартапа, так как он способен обосновать заоблачные умножители во время оценки проекта. В большей мере степень traction зависит от уровня проекта. На каждом уровне к traction-проекту инвесторы выставляют разные критерии. Например, во время уровня pre-seed от стартапа не ожидается никакого traction, так его вообще здесь нет. На этом уровне вы пытаетесь реализовать свою команду, рынок и стратегическое направление. Тут вы можете привлечь неплохие деньги в размере до 200 000 долларов. И если проект уже заполучил деньги на уровне seed (обычно эта сумма колеблется от 500 000 до 1 000 000 долларов), у вас должно быть полное подтверждение и оцифрование traction стартапа. Это необходимо, чтобы следующий инвестор имел прозрачную финансовую картину, как проект планирует развиваться дальше и, в конце концов, захватить мир.