Дороги на просторах страны оставляют желать лучшего, что довольно часто приводит к аварийным ситуациям, которые заканчиваются повреждением транспортных средств. Даже сильно поврежденный кузов автомобиля можно восстановить практически до первоначального вида. Но это довольно трудоемкий процесс, требующий наличие опыта и навыков у рихтовщика, наличие в мастерской современного оборудования и инструмента.
Геометрия кузова
Автомобиль обладает устойчивостью и хорошим управлением за счет продуманной и правильной геометрии кузова. Как показывает практика, после ДТП геометрия кузова значительно нарушается, соответственно возникает необходимость приведения ее в первоначальное состояние. Иначе автомобиль после рихтовки и покраски будет идеален только внешне, так как его управление будет усложняться ведением руля в сторону, или другими неприятными явлениями, которые отрицательно сказываются на безопасности езды.
Специалисты восстанавливают геометрию кузова на стапеле (специальном стенде), называемом в народе «вытяжкой». Это специальная платформа, оснащенная оборудованием и зажимами для надежной фиксации автомобиля. Установив машину на стапель, и надежно зафиксировав, мастер проводит замеры контрольных точек. Установив места деформации, закрепляются выпрямляющие или вытягивающие тяги. Современный стапель полностью автоматизирован и контролируется компьютером, но это не значит, что механические стенды неэффективны.
Данный процесс довольно затяжной и зависит от степени деформации кузова. Принцип работы стенда прост, тяга, закрепленная в нужной точке, постоянно находится в напряженном состоянии, вытягивая необходимое место. Когда тяга ослабляется, ее снова натягивают до тех пор, пока нужная точка не станет на свое место. После проведения замеров контрольных точек автомобиль снимают со стапеля, и его ждет следующий этап, это рихтовка.
Обычная дуговая сварка не подходит для работ с деталями кузова автомобиля. Листовой металл очень тонкий, и при использовании дуговой сварки прожигается, что делает невозможным ее применение. Для кузовного ремонта альтернативной является контактная или газовая сварка. Мастерские часто используют стационарные или передвижные посты, имеющие два баллона с разводкой ацетилена и кислорода. На баллоны обязательно должны быть оснащены редукторами, соответствующими ГОСТу.
Современные мастерские отдают предпочтение полуавтоматической сварке в среде защитного газа. Такой вариант обеспечивает равномерное распределение сварочного шва с основным металлом. Применение специальной сварочной проволоки обеспечивает хорошее качество электрического контакта. Диаметр проволоки 0, 8 мм и является оптимальным для проведения кузовных работ.
Важным этапом при сварочных работах кузова является подготовка основания, которая включает очищение необходимых мест от загрязнений, краски, масла и ржавчины. Далее необходимые элементы соединяются точечным, прерывистым или сплошным швом. Детали, соединяемые встык, привариваются в основном сплошным швом, если есть небольшой зазор, в таком случае будет эффективный прерывистый шов.
Рихтовка и замена деталей
В кузове можно выделить два типа деталей, таких как съемные и несъемные элементы. В случае повреждения переднего крыла, капота или двери, их можно снять и заменить, если восстановление детали не целесообразно. А вот в случае с задним крылом или порогом просто снять и заменить их невозможно. Деталь вырезают с помощью «болгарки» и на ее место приваривается аналогичная деталь, взятая с автомобиля-донора. Но в случае небольшого повреждения любой детали, ее можно реанимировать. Это отдельный процесс, который иногда позволяет значительно сэкономить на ремонте автомобиля. Рихтовщик выравнивает вмятины различным инструментом, выравнивая деталь.
Последним этапом при восстановлении автомобиля станет его покраска. Но для начала маляр проводит ряд подготовительных работ, которые включают в себя снятие лака с кузова, шпаклевку мест рихтовки и других незначительных впадин. Когда все поврежденные места выведены шпатлевкой, переходят к самому процессу покраски. Чтобы получить хороший результат покраска производится в специальной камере, оснащенной мощными вытяжками, что сводит к минимуму попаданию пыли на свежую краску. Качество покраски во многом зависит от навыков мастера и покрасочного оборудования. Структура краски разных производителей отличается, и только маляр высокого уровня способен повторить ее, особенно если речь идет о частичной покраске. В случае несоблюдения технологии проведения данных малярных работ, очень скоро это проявит себя в виде потрескавшейся шпатлевки или других дефектов поверхности кузова.
В завершении можно сделать вывод, что многое зависит от оснащенности оборудованием мастерской и навыками ее сотрудников. Качественно проведенные кузовные и малярные работы позволят не только забыть о происшествии, но и выгодно продать свое авто, так как следов повреждения не будет заметно.