Как часто люди умиляются, глядя на малышей, мирно играющих в песочнице! Сколько улыбок вызывают дошколята, громко рассказывающие о своих сегодняшних достижениях в лепке, рисунке или танцах! Сколько радости вызывают опрятные школьники, спокойно идущие в школу, аккуратно переходящие дорогу… Мы рисуем картины из кинофильмов: вот дети дружно отвечают учителю, вот с серьёзными лицами что-то обсуждают, вот сосредоточенно нахмурив брови, делают уроки. Но далеко не у всех родителей в доме подрастает ангел. Такие родители не понаслышке знают, что такое слёзы и крик, нежелание выполнять требования и следовать правилам или частые беседы с учителями и директором школы. Что же делать, если ваш ребёнок трудный? Правило первое: разберитесь в ситуации. Далеко не всегда поведение ребёнка свидетельствует о его «трудности». К примеру, ворчание и нежелание вставать по утрам в школу хмурыми осенними днями. Организм угнетён погодой и общим переходом от летнего раздолья к школьной дисциплине. То есть, для определения ребёнка как трудного должны быть предпосылки: игнорирование норм и правил, трудности в общении с детьми своего возраста или родителями и педагогами, частые истерики или излишняя настороженность и плохое настроение. Правило второе: откуда проблемы растут. Требуется установить, почему же проблема возникла. Ваша главная тактика — беседа. Тактично и спокойно стоит попытаться выяснить, почему ребёнок поступает именно так, отчего у него плохое настроение или слёзы. Помните, что ваш ребёнок – отдельная личность. Потому не вламывайтесь в его душу как слон в посудную лавку. Подготовьтесь заранее. Обдумайте вопросы. Покажите, что вы не будете давить, но хотите помочь. Возможно, проблема окажется внутри семьи, но вы её не замечали, не воспринимали как проблему. Есть вероятность, что с первого раза беседа по душам не получится. Ждите благоприятного момента и пробуйте снова. Правило третье: я твой друг. Любому человеку нужны поддержка и внимание. Даже если Вы полны энтузиазма дать самый лучший совет в мире или обличить виновных, сдержитесь. Для начала ваша задача — просто выслушать. Критиковать и давать советы можно только тогда, когда ребёнок выплеснул обиду и эмоции и успокоился. Тогда стоит подвести его к решению проблемы. Не дать готовое решение, а найти его вместе. Ребёнок должен осознавать, что это его решение и его ответственность. Правило четвёртое: вижу плюсы. Сосредоточьте больше внимания на успехах и интересах Вашего ребёнка. Возможно, он отказывается идти на рисование просто потому, что рисовать ему не нравится. Невнимателен на математике, зато первый в английском. Не находит общий язык с одноклассниками – найдите друзей в кружке или секции, и общение с детьми наладится! Правило пятое и очень важное: постоянство и умеренность. Общение с трудным ребёнком принесёт результат, только если Вы регулярно интересуетесь его делами и успехами. Даже если Вы очень устали или «и так все хорошо», общаться со своими детьми необходимо. Это не должно быть для Вас рутиной. Искренне интересуйтесь делами Ваших отпрысков. Заведите привычку вместе проводить время, например, лепить по субботам, или складывать оригами, или просто пить чай с плюшками. Это настроит ребёнка на общение, успокоит его. Кроме того, помните: излишняя «приставучесть» так же вредна, как и недостаток внимания. Всегда будьте поддержкой, но не закрывайте глаза на неправильные действия. Запаситесь терпением.
Видео по теме