Уинстон Черчилль легко обходился самым лучшим. Не мыслил дня без бутылки коньяка. Выкуривал до двух десятков сигар в день. Еще одно личное достижение Черчилля — сэр Уинстон с юношеских лет имел привычку прочитывать 300 страниц исторических трудов в день — сравнимо с первыми двумя. В свободное от политики время «самый выдающийся британец в истории» не прочь был надеть фартук каменщика и подровнять забор в родовом поместье. Но была у премьер-министра Великобритании еще одна пожизненная страсть — бридж.
Многие непосвященные игроки считают самой сложной карточной игрой преферанс, но лишь до того момента, пока не узнают, что такое бридж. Бридж, расцветший в салонах европейской аристократии, особенно английской, сегодня имеет 200 миллионов современных поклонников, на что один из главных его ценителей Уинстон Черчилль справедливо мог бы заметить, что «клуб, в котором слишком много членов, перестает быть клубом»…Но верным это будет лишь отчасти: бридж, наиболее стратегическое развлечение из вообразимых, предпочитают дипломаты, военные, бизнесмены, ученые — своеобразная интеллектуальная каста, ответственная на своем уровне за принятие решений. Сведущие игроки уверяют, что «победный бридж» зависит от трех составляющих — умения хорошо играть, удачно скомпоновавшихся на небосклоне звезд и достойного партнера.
Умение хорошо играть зависит, в свою очередь, от способностей и затраченного на обучение времени — отрезок этот может варьироваться от нескольких (не менее) лет до неустанного оттачивания навыков. Удача, принято считать, обязательно находит сильных и настойчивых. Поиск же достойного партнера — самая сложная проблема. Так, отличную репутацию имеют выпускники военных академий стран НАТО: там бридж включен в перечень обязательных дисциплин.
В период пребывания Уинстона Черчилля на министерских должностях между двумя войнами уважаемые ведомства проблему с «достойным партнером» решали учреждением специальной штатной должности: «партнер по бриджу для сэра Уинстона Черчилля».
Черчилль был невыносим как партнер, игнорируя кодекс игры, выдержанный вполне в викторианском стиле — никаких говорливых игроков, демонстративных эмоций, общение исключительно при помощи карточек, на которых уже написано необходимое «Играю», «Пасс», «Удваиваю»… История сохранила для нас сведения об игре Уинстона Черчилля в паре с послом Великобритании в Бразилии: после одной из сдач в течение пятнадцати минут Черчилль «истошно орал на своего партнера, невзирая на присутствующих официальных лиц и дам». После этого эпизода, собственно, и была учреждена специальная штатная должность…
Британия, очевидно, не готова была жертвовать самообладанием сэра Уинстона, потому жертвовала несколькими часами жизни «официального партнера по бриджу»: тому предписано было сносить реплики Черчилля образца «На Вашем месте даже осел положил бы восьмерку, а не девятку» безмолвно. Вряд ли Уинстона Черчилля можно назвать почитателем писаных правил игры (в отношении бриджа — это тома описания правил и этический кодекс, состоящий из более чем 90 глав).
Этикет бриджа нужно отнести, скорее, к категории ненавистных для премьер-министра добродетелей. И бесспорно, увлечение сэра Уинстона бриджем восходило к сути самой игры — «отличной тренировке для принятия решений в сложных ситуациях с неполной информацией и активным противодействием». В память же об историческом эпизоде игры в одной из глав кодекса (последняя интерпретация — 1987 год) указано, что «пара игроков должна перед игрой ознакомить соперников со своей манерой игры и манерой поведения». Хотя сам Черчилль, называвший политическую игру «схваткой бульдогов под ковром», собственные игры чаще всего венчал фразой: «Все, чего я хотел, — это согласия с моими желаниями после конструктивной дискуссии»…
Видео по теме