Стратегические задачи вывода экономики России из системного кризиса не могут быть решены без оптимизации размещения населения по отношению к сырьевым, топливным и гидроэнергетическим ресурсам восточных районов страны. Достаточно сказать, что на них приходится 80–90 % топливно-энергетических ресурсов России, большие запасы полезных ископаемых, жизненно необходимых для всей Федерации.
Достаточно велики за Уралом и земельные, сельскохозяйственные ресурсы. Однако потенциал восточного макрорегиона используется далеко не полностью в силу того, что оно является самым малонаселенным и удаленным от Центра регионом. От темпов и характера изменения численности населения зависит процесс освоения территорий и, следовательно, использования расположенных на них природных ресурсов. Именно поэтому Сибирь и Дальний Восток отличаются наибольшей спецификой условий хозяйственной деятельности и социально-экономического развития. С позиций генеральной перспективы и с учетом специфики каждого региона страны говорить о том, что восточные районы России в основном могут обходиться своими людскими ресурсами, было бы неправильно. Наоборот, задача дальнейшего хозяйственного освоения Сибири и Севера сопряжена с заселением восточных и северных районов. В северную экономическую зону, где условия освоения новых районов крайне тяжелые, следует, однако, привлекать минимальное число людей, но создавая им максимально возможный комфорт для проживания, труда и отдыха. В основе распределения и перераспределения рабочих рук лежат экономическая необходимость и личная материальная заинтересованность работников, согласуемая и подчиненная требованиям государственного регулирования экономики. В столь сложной экономической, социальной и политической обстановке, как переходный период на пути к рынку, в регионах России существуют явления и связи, которые еще не вполне под- даются государственному регулированию (демографические сдвиги, территориальное распределение трудовых ресурсов и др.). Существует тесная связь и взаимозависимость между характером расселения людей, размещения населенных пунктов, в которых они живут, и характером размещения производства. Связь эта не прямая и не постоянная, а исторически изменчивая, причем размещение производства изменяется сильнее, чем размещение населения. Поэтому между этими двумя видами размещения производительных сил неизбежно возникают острые противоречия. Необходимо разработать систему целей и мер региональной социально-демографической политики, нацеленной на регулирование как миграционного, так и естественного движения населения. В любом случае переселение в районы нового освоения должно широко стимулироваться экономически и морально, иначе отдаленность от Центра и суровые природно-климатические условия останутся камнем преткновения на этом пути. Желательно такое перераспределение населения между западными и восточными районами, при котором доля Сибири и Дальнего Востока в этом процессе неуклонно возрастала бы. Региональные различия жизненного комплекса трудящихся обусловливаются разницей природно-географических компонентов той или иной территории. Отсюда особенности в уровне потребления жизненных благ населением отдельных регионов. В районах с более холодным климатом требуется большее количество материальных средств для возмещения дополнительно затрачиваемой жизненной энергии. Кроме того, сбережение энергии, возмещенной пищей, предполагает большее количество одежды, обуви и прочего для разных времен года, а также топлива для обогрева жилищ. Данное обстоятельство диктует необходимость выравнивания жизненных условий трудящихся в масштабе страны на основе компенсации затрат жизненной энергии для нормальной жизнедеятельности. Это выравнивание в известной степени достигается введением районных коэффициентов к заработной плате. Однако только одной этой прибавки для привлечения и закрепления кадров недостаточно. В большей степени необходимо создание наиболее благоприятных условий для стабилизации рабочих сил, то есть формирование такого регионального жизненного комплекса трудящихся, который создавал бы максимальную привлекательность проживания и постоянной работы в восточных регионах страны. Практика, однако, показывает, что региональные различия в потреблении трудящимися материальных и духовных жизненных средств не всегда учитываются. В ряде случаев регионы, имеющие лучшие условия для жизни населения, обеспечены более высоким объемом и набором жизненных благ, чем те, в которых они необходимы. Такое отставание в развитии отдельных элементов жизненного комплекса в значительной степени обусловлено особенностями структуры народного хозяйства восточных районов, включая Урал. Официальные данные Госкомстата РФ показывают, что Урало-Сибирский регион опережает по удельному весу занятых в сфере материального производства соответствующий показатель по страны. Наибольший удельный вес в Урало-Сибирском регионе принадлежит отраслям добывающей и тяжелой промышленности, которые непосредственно в формировании жизненного комплекса трудящихся не участвуют. При всей важности строек тяжелой промышленности нельзя забывать и о развитии не только производства, но и потребления. А для этого надо развивать, кроме тяжелой промышленности, также и другие отрасли (например, деревообработку и животноводство). Стимулирование привлечения кадров в трудонедостаточные районы Востока потребует осуществления ряда мероприятий. Представляется целесообразным обеспечить здесь более высокие уровни реальной заработной платы на длительный перспективный период за счет: –– введения дополнительной надбавки к районным коэффициентам, стимулирующей привлечение кадров. Надбавка, стимулирующая привлечение кадров, должна включаться в районные коэффициенты для работников, прибывающих в южные районы Сибири и Дальнего Востока, и играть ту же роль, которую в настоящее время выполняют северные льготы. Однако в противоположность северным льготам она может иметь единовременный и непостоянный характер и рассчитана для рабочих и служащих только районов нового хозяйственного освоения с острым дефицитом рабочей силы, развитие которых предопределяется интересами общефедерального характера. По мере же освоения этих районов и закрепления кадров такая надбавка может отменяться; –– введения районной семейной надбавки к заработной плате. Введение семейных надбавок призвано компенсировать расходы, связанные с удорожанием жизни не только самого работника, но и членов его семьи. Стимулирование переезда семейных лиц экономически выгоднее государству, поскольку способствует большей приживаемости новосёлов. Важное значение здесь будет иметь и улучшение рыночного предложения товаров, особенно свежими фруктами и овощами и др. В связи с либерализацией цен в нашей стране отпала необходимость отмены поясной системы цен, которая действовала в СССР. Вместе с тем большое значение для бюджета трудящихся восточных районов имело бы снижение цен и тарифов на электричество, а также на центральное отопление, тем более для этого есть экономические предпосылки — более низкая себестоимость электроэнергии, угля и др. Отдельного решения требует вопрос об упорядочении тарифов воздушного транспорта: отмена дорогой (второй) группы авиационных тарифов с последующим постепенным сближением тарифов воздушного транспорта с тарифами на проезд по железной дороге. Предлагаемая система мероприятий, направленных на обеспечение более высокой реальной заработной платы тружеников восточных районов, рассчитана на длительный, перспективный период и будет иметь стимулирующее значение, т. е. призвана решать задачу привлечения прежде всего квалифицированных кадров. Закрепление же кадров должно решаться на основе другой задачи — создания более высокого комплекса жизненных условий за счет преимущественного строительства благоустроенного жилья, больниц, детских городков, школ, столовых, бань, клубов, обеспеченность которыми в восточных районах существенно ниже, чем в обжитых центральных районах страны. Не последнюю роль в закреплении кадров играет доступность услуг. Более высокий уровень доступности услуг позволяет в ряде случаев компенсировать отставание заработной платы, и наоборот.