Как вести себя в конфликтной ситуации?
В реальной жизни бывает сложно сразу определить причину возникшего конфликта и найти наиболее удачный способ для его разрешения. Потому имеет смысл выбрать определенную модель поведения в зависимости от ситуации. Рассмотрим пять типов поведения в конфликтной ситуации. 1)Соперничество (конкуренция). Это один из наиболее популярных стилей поведения во время конфликта. Его использование допускается, если вы считаете свое мнение наиболее значимым, потому что исход стычки важен для вас: — вы обладаете неким авторитетом и считаете, что ваше решение – самое лучшее; — вы не имеете другого выбора и знаете, что нечего терять; — вы хотите принять непопулярное решение и обладаете необходимыми для этого полномочиями. Тем не менее, не всегда такая стратегия решит проблему надолго, поскольку проигравшая сторона может не подержать принятого решения. 2) Сотрудничество. Наиболее сложный, но самый эффективный стиль для удачного разрешения конфликта. Оппоненты находят приемлемое для всех решение и становятся партнерами. Однако обеим сторонам нужно уметь слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения и сдерживать негативные эмоции, иначе такой стиль общения не будет иметь должного результата. 3) Компромисс. В данном случае стороны пытаются урегулировать отношения путем взаимных уступок. Наиболее эффективен этот стиль, когда оппоненты хотят одного и того же. Особое ударение в ситуациях такого рода делается не на саму цель, а на способы ее достижения. 4) Игнорирование. Обычно используется, если поднятая проблема не особо значима для сторон, или если конфликт не затрагивает их интересов. 5) Приспособление. В этом случае обе стороны действуют сообща, не навязывая друг другу свои интересы. Возможно, одной стороне и придется пожертвовать своими интересами, но только временно. Позже, в благоприятной обстановке, можно вернуться к их обсуждению и удовлетворению за счет уступок оппонента. Стиль поведения в конкретной ситуации определяется ее значимостью для человека и тем, насколько важно ему удовлетворить свои интересы или интересы другой стороны. Если есть такая возможность, старайтесь избегать конфликтов. В этом могут помочь следующие принципы неконфликтности: — держитесь за свои принципы, но умейте изменить свое мнение, если поняли, что оно ошибочно; — действуйте так, как считаете нужным и не мучайтесь после чувством вины. В мире существует много людей, которые будут иметь отличную точку зрения, но это не значит, что к их мнению всегда следует прислушиваться; — будьте уверены в своих возможностях, невзирая на неудачи; — умейте не соглашаться и вовремя говорить «нет»; — пытайтесь увидеть хорошее в каждом человеке, несмотря на его недостатки; — учитесь понимать чужие чувства и подавлять в себе ненужные эмоциональные порывы; — принимайте похвалу без наигранной скромности; — умейте извиниться, не подхалимствуя; — не беспокойтесь о завтрашнем дне; — старайтесь получать удовольствие от любого рода деятельности.