Вопрос о самостоятельности ребенка становится особенно актуальным тогда, когда наши дети подрастают. И вот уже наше внимание становится им совсем в тягость, они начинают жить собственными интересами. Самостоятельность человека часто определяют, как умение брать на себя ответственность, способность решать проблемы самому. Но не у всех самостоятельность легко проявляется, ее нужно воспитывать в ребенке.
Обычно в 2-3 года ребенок начинает активно демонстрировать свою самостоятельность, выражать свою самость. Родителям часто кажется, что тем самым он испытывает их терпение. На самом деле это не так. Он просто, что называется, пробует на вкус жизнь, изучает границы дозволенного. Когда «ребеночку» исполняется 16-17 лет, родители должны отпустить его в свободную жизнь, выпустить на волю из-под своей опеки. Так будет лучше всем. Иначе может вырасти зависимый от чьего-либо расположения человек, которому очень трудно придется в жизни. Но рассмотрим эти случаи более подробно.
Кризис трехлетнего возраста — это кризис личностных границ ребенка. Он впервые отделил себя от родителей, осознал, что является отдельным существом. А родители по-прежнему хотят привязать его к своей «юбке». Он открывает свои собственные ресурсы, он в таком восторге от всего, что происходит вокруг, а родители снова одергивают, то нельзя, это не можно…
Первое, что следует сделать родителям трехлетнего малыша — понять его и принять метаморфозы возраста. И дальше действовать не так, что я тебе говорю, а ты подчиняйся, а так, что я тебе предлагаю, а ты выбирай. Ребенок должен осознать, что у него всегда есть выбор, в любой ситуации. Так он скорее научится быть независимым от мнения других, станет более открытым к миру и как следствие самостоятельным.
Нельзя все запрещать. Понятное дело, что некоторые вещи для ребенка могут просто представлять серьезную опасность. Но есть вещи, которые могут побудить у него повышенный интерес, развить воображение, мышление, внимание. Не нужно прятать ребенка от жизни. Здесь эффективно действует правило золотой середины. Нужно не запрещать, а грамотно выстраивать процесс взаимодействия, а это всегда доверительное общение.
Самое важное — четко обозначить границы: ребенок должен знать, что ему можно, а что нет. Сложность родителей как раз и заключается в том, что они не конкретизируют свои требования, просто запрещают. Маленькому же ребенку сложно понять, что именно запрещено и почему.
Обязательно следует оставлять детям то, что «можно», то есть, выдвигая запреты, позволяйте им определенные вещи. Например, нельзя шуметь в общественном транспорте и в поликлинике, а на улице можно. Оставляйте ребенку альтернативу. Иначе можно совсем загнать маленького человечка в рамки, из которых он потом будет бояться высунуться. Ему не нужны ваши ограничения.
Когда ребенок вступает в подростковый период, появляются новые трудности, еще более серьезные и значительные. Он еще больше стремится к самостоятельности и ограничивать его здесь — значит совершенно подрезать ему крылья, не позволять развиваться дальше.
Своенравность подростка может иногда приводить родителей в чрезмерное раздражение, углублять степень его конфликтности. Почему молодые люди столь непредсказуемы и порой очень агрессивны? Так они проявляют себя, свою внутреннюю сущность, характер, хотят быть услышанными.
Однако бывает и так, что человек вырос, а так и не стал самостоятельным. Кто же в этом виноват? Семья, школа, родители? Сам ребенок?
Если в сознательном возрасте чадо никак не проявляет стремления к самостоятельности, можно попробовать воздействовать на него иными путями:
- Приучать брать на себя ответственность за свои поступки. Сделал поступок — получи результат. Пусть он даже и не совсем устраивает. Например, мало времени уделял занятиям в школе — занимайся в каникулы (но не в качестве наказания). Плохо подмел в комнате — переделывай еще раз.
- Если у ребенка что-то не получайте, не делайте за него. Пусть с ошибками, но делает сам. Вы лишь можете подбодрить или похвалить его.
- Предоставляйте ребенку право выбора. В мире существует так много возможностей. Пусть изучает методом проб и ошибок каждый из них.
Родителям всегда следует помнить о том, что свобода выбора и действий — самая важная составляющая в жизни малыша.