В последнее время мы часто встречаем рекламу стоматологических клиник, в которой говорится о новой услуге – исправлении прикуса. Прикус — это соединение передних зубов. В норме зубы должны смыкаться так, чтобы их поверхность полностью совпадала. Если же поверхности зубов не совпадают, зубы плотно не смыкаются, верхние заходят за нижние или наоборот, то прикус неправильный, ребенок не может нормально откусить и хорошо пережевать твердую пищу. Так развивается детский гастрит, который сейчас встречается массово.

Что же является причиной и как исправить неправильный прикус? В первую очередь, в группу риска попадают дети, которых очень рано перевели на искусственное вскармливание. Ребенок, когда сосет грудь, все время «работает» челюстью и напрягает щеки, чтобы отсасывать молоко. Это предусмотрено самой природой: «физические упражнения» помогают правильному развитию челюсти и формированию нормального прикуса.

В случае, когда ребенка кормят из бутылочки, ему не нужно трудиться, молоко само течет ему в ротик, нижняя челюсть остается слаборазвитой, возникает так называемый «недокус».

Вторая причина формирования неправильного прикуса – злоупотребление соской-пустышкой. Эта вещь долго была спасением для мам и бабушек, которым нужно было поскорее успокоить малыша. Сосательные движения у грудных младенцев тормозят двигательную активность ребенка, успокаивают его, помогают уснуть. И вот пустышка начинает выполнять роль седативного средства, родители довольны – малыш быстро засыпает, не капризничает. А ребенок привыкает к пустышке, она начинает заменять ему общение с матерью, создает так необходимое ребенку чувство защищенности и комфорта, и часто бывает, что малыш уже давно не ест из бутылочки с соской, а пустышка так и остается незаменимым предметом обихода. Если теперь ее отнять, ребенок начинает сосать пальцы, брать в рот игрушки.

Привычка к сосанию формирует неправильный рост зубов, деформируются кости челюсти, что в дальнейшем приводит к неправильной артикуляции, неправильному положению языка, губ и челюстей при воспроизведении звуков.

Третья причина неразвитости челюстных и лицевых мышц и неправильного прикуса – недостаточное жевание. Для любого органа нужна постоянная тренировка, работа, чтобы он хорошо развивался. Зубы, челюсти, соответствующие мышцы предназначены для жевания. Поэтому ребенку нужно давать сухари и подсушенный хлеб, твердые целые овощи и фрукты, нельзя давать ему измельченную пищу, злоупотреблять пюре, кашами из мелкомолотых круп.

Правильное глотание – вот формулировка, которая для многих родителей может стать откровением и вызвать недоумение: а разве можно глотать неправильно? Есть инфантильный и нормальный тип глотания. Инфантильный тип глотания соответствует детям в возрасте до трех лет. Этот тип глотания происходит при разомкнутых челюстях. Язык практически не участвует в глотании. Но если ребенку больше трех лет, а он глотает инфантильно, то это плохо скажется на формировании прикуса, нормальной артикуляции, усвоении пищи.

Как определить, хорошо ли ваш ребенок глотает твердую пищу? Понаблюдайте за ним, когда он ест. Если тип глотания инфантильный, то у ребенка во время еды постоянно работают лицевые мышцы, лицо и подбородок как бы сводит судорогой, углы рта подергиваются, лоб морщится. Впечатление, что ребенок занят тяжелой работой.

Четвертая причина – неправильное носовое дыхание. Это частое явление у детей, которые страдают насморком, разрастанием аденоидов, искривлением носовой перегородки. Правильное глотание и носовое дыхание надо тренировать.

Упражнения для развития навыков правильного глотания.

1. Произнести звук бегущей лошадки, щелкая язычком.

  1. Представить, что язычок – это краска, которой он должен закрасить нёбо (верх нёба).

  2. Малыш озвучивает звук ударного молотка, произнося долгий звук «д» (ддддд).

  3. Кончик языка поднять к твердому нёбу и удерживать десять секунд.

    5. Кончик языка медленно перемещается по зубам.

    Упражнения для улучшения носового дыхания.

При выполнении всех упражнений ребенок сидит или стоит в свободной позе, губы сомкнуты. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз.

1. Чередовать медленный глубокий вдох и выдох.

2. Закрыв пальчиком одну ноздрю, сделать вдох и выдох через другую ноздрю.

  1. Поднять ручки кверху, одновременно сделать вдох, затем опустить ручки в стороны и вниз, делая выдох.

  2. Несколько раз вытянуть губки вперед (попросите ребёнка сделать хоботок, как у слоника на картинке).

  3. Вытянуть губки вперед, а затем растянуть их в улыбке («Слоник улыбается»).

  4. По очереди натягивать верхнюю губку на нижние зубки, а потом нижнюю – на верхний зубной ряд («Ослик»).

    7. Двигать губками вправо-влево.

    8. Надуть щеки, а затем выдавить воздух кулачками через сжатые губки («Воздушный шарик»).

И еще одно важное правило для формирования нормального прикуса. Суммарная нагрузка на зубы, челюсти и соответствующие мышцы должна составлять не менее 20-30 минут в день, то есть ребенок не менее получаса в день должен активно жевать.

Видео по теме