Каждый человек не раз и не два меняет работу, и каждый раз ему приходится адаптироваться в новом коллективе. Для любого, каким бы бесконфликтным и общительным он ни был, как бы ни любил новые знакомства, новый коллектив становится причиной психологической нагрузки и, как следствие, стресса. Из-за этого первое время на новой работе люди чувствуют себя скованно и некомфортно. Проходит это довольно быстро, в зависимости от индивидуальных особенностей и должности это может занять от пары недель до полугода. Причём последнее – срок для нового руководителя, так как просто стать своим в коллективе проще, чем завоевать авторитет и заставить людей доверять вам и выполнять ваши поручения.
Если вы необщительный человек, не пытайтесь тихо отсидеться в уголке. На испытательном сроке смотрят не только на профессиональные качества, но и на способность находить общий язык с другими сотрудниками.
Адаптация в новом коллективе – весьма нетривиальная задача. Несколько правил, которыми стоит руководствоваться для быстрой и комфортной адаптации:
1. Помните: люди выстраивают своё отношение к человеку в течение трёх секунд с момента знакомства. И это первое впечатление, далеко не всегда верное, потом очень сложно изменить в свою пользу. Будьте дружелюбными и открытыми – это всегда привлекает. Даже если у вас есть причины для плохого настроения, постарайтесь оставить его за дверями офиса – хотя бы в первые несколько рабочих дней.
Главное качество работника – ответственность. Проявляйте себя в работе. Не пытайтесь завоевать чьи-то симпатии в ссорах и конфликтах, особенно если они касаются личных тем, а не профессиональных. Не обсуждайте своих коллег за их спинами – новости в коллективах разносятся быстро, а отношение к сплетникам не самое лучшее. Если пытаются сплетничать с вами, попробуйте мягко и ненавязчиво перевести разговор на другую тему.
Не пренебрегайте общением. Присмотритесь, какой тип поведения принят на вашем новом рабочем месте. Сотрудники часто поддерживают отношения и вне работы. Не стесняйтесь участвовать в совместных выездах на природу и походах и кино – но и не навязывайтесь.
Личный контакт эффективнее виртуального. Сейчас существует множество возможностей обсудить что-либо на расстоянии: скайп, ICQ, электронная почта, в конце концов, тот же телефон. Не злоупотребляйте ими, старайтесь обсуждать больше при личных встречах. Особенно это касается важных вопросов.
Держите дистанцию и не торопите события. Стать своим с первого дня практически невозможно, а к панибратству от незнакомого человека почти все относятся резко отрицательно. Уважайте чужие границы и извиняйтесь, если по незнанию их нарушили.
Не позволяйте садиться себе на шею. Уточните у менеджера по персоналу или непосредственного руководства круг своих прямых обязанностей и занимайтесь ими. Не стоит выполнять чужую работу – вы не получите ни благодарности, ни симпатии, только репутацию человека, на которого можно свалить то, что не хочется делать самому.
Не лезьте со своим уставом в чужой монастырь. Критика, даже справедливая, от нового человека может восприняться негативно более опытными сотрудниками. Даже если вы уверены, что сможете обустроить всё гораздо эффективнее, лучше и интереснее, время диктовать свои правила ещё не пришло. Подождите, пока доверие коллектива не будет полностью завоёвано.
Не бойтесь задавать вопросы. Это поможет не только разобраться в тонкостях новой работы, но и прочувствовать специфику отношений в трудовом коллективе. Спрашивайте спокойно и по теме, покажите свою заинтересованность в работе. Человек, готовый всё объяснить, найдётся везде, возможно, он даже возьмёт вас под свою опеку. Не пренебрегайте его заботой, но и не злоупотребляйте ею.
Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя остальным. Выскочек не любят и не уважают. В первые дни на новой работе не стоит демонстрировать свою индивидуальность слишком ярко, пытайтесь слиться со своими коллегами. Конечно, это, как и любое из данных правил, не должно мешать вашей профессиональной деятельности.
Постарайтесь работать в полную силу. Конечно же, форс-мажоры никто не отменял, но в самом начале адаптации не стоит брать больничный лист или отпрашиваться с работы.
Сохраняйте со всеми коллегами нейтральные приветливые отношения. Вне работы вы можете не общаться с теми, кто вам неприятен, но в офисе старайтесь сохранять спокойствие и доброжелательность.
В заключение хочется отметить, что смена обстановки порой необходима всем нам. Монотонный образ жизнь лишает нас новых ощущений и эмоций, затягивает, словно в болото, всё становится унылым и скучным… А значит, перемены – к лучшему. Запаситесь терпением, следуйте вышеуказанным советам и верьте в себя – и всё обязательно получится!