Фрунзик Мкртчан в фильме «Мимино», глянув на колёса чужой машины, сразу сказал хозяину: «У тебя резина совсем лисая». Есть критерии, по которым несложно точно указать на необходимость замены шин из-за их изношенности. Про это забывать нельзя, так как это угрожает жизни как водителя, так и всех участников дорожного движения.
За удержание автомобиля на дороге отвечает внешний слой резины с определённым рисунком в виде углублений, называемый протектором. Расстояние от дна выреза до его внешнего края называют как глубиной, так и высотой. Для внедорожников характерен протектор с глубокими вырезами, от 15 до 20 мм, для того, чтобы грязь выдавливалась в стороны и резина быстрее коснулась более твёрдой поверхности. Для зимних шин важно сцепление со скользкой поверхностью, это ясно, и степень износа нарастает медленно. Снег и лёд всё-таки, далеки от абразивности асфальта. Для них значение глубины протектора составляет 8-10 мм. Особое внимание следует уделить обычной летней резине. У самых современных шин, по причине их высокой износоустойчивости, глубина протектора составляет всего 5 мм, а вообще, более характерно значение 8-10 мм. Назначение вырезов у летней резины не в том, чтобы улучшить сцепление с дорогой, а в том, чтобы при большой скорости на мокрой дороге вода успевала выдавливаться из пятна контакта колеса с дорогой. Если этого не происходит, то автомобиль как бы летит по слою воды и совершенно теряет управляемость. Называется это грозное явление аквапланированием. Нетрудно понять, что слишком неглубокие вырезы уменьшают предельную скорость, при которой начинается аквапланирование. Не увлекайтесь модными, почти плоскими протекторами, вспоминая колёса болидов формулы-1. У них на случай дождя всё продумано. Не забывайте, что агрессивная езда, со стартами с пробуксовкой и торможениями очень сильно сокращает срок службы шин. Предельными показателями глубины протектора считаются следующие цифры: для летней резины – 1,6 мм, а для зимней – 4 мм. Вероятно, это слишком малая глубина для быстрой езды. Сомнительно, что вода в точке контакта колеса с дорогой будет «помещаться» в углубления и успевать уходить из-под него. Скорость, при которой начнётся аквапланирование, будет совсем небольшой. Измерить глубину канавок можно той стороной штангенциркуля, где нет губок. При их раздвижении на этой стороне выдвигается узкая полоса, которую нужно поместить в углубление, а шкалой упереться в верхнюю часть резины. Показания штангенциркуля и будут равны глубине канавок. Можно измерить глубину и зажатой между пальцами монетой, померив затем линейкой выступающий край. Все эти процедуры отпадают в случае наличия на шинах специального выступа, так называемого индикатора износа. Ещё лучше, если внутри протектора заложен слой резины другого цвета, который становится виден при предельном истирании резины. Конечно, сделать такой слой непросто, отсюда и соответствующая цена. Кроме того, нельзя ручаться за абсолютно такое же прочное сцепление различных слоёв резины друг с другом. Кроме внимательного отношения к состоянию глубины протектора не следует забывать о том, что износ может быть не одинаковым с внешнего и внутреннего края шины. Это вызвано неправильной установкой сход/развала автомобиля. Разумеется, при обнаружении данного факта следует обратиться в автосервис. Если шины эксплуатировались в сложных условиях, а именно: езда по разбитым дорогам, щебню, выезд на бордюры, то на боковинах резины могут образоваться замятые или надорванные участки, трещины и прорезы. Их наличие может привести к тому, что колесо лопнет на повороте или в начале подъёма. Это может иметь трагические последствия. Особенно опасны эти дефекты на низкопрофильных шинах. Шины лучше заменить, если они выдержали шесть сезонов. Хранить их надо правильно, так как срок хранения может значительно уменьшится. Следует обращать внимание на дату производства покрышки и на её срок годности. Не затягивайте с заменой хорошо послуживших шин. Помните, что это очень важно. При отсутствии возможности заменить все шины сразу, в первую очередь позаботьтесь о ведущих колёсах. Не меняйте только одно колесо или пару с одной стороны автомобиля, так как управляемость его ухудшится.