Психологами принято выделять два основных способа или средства общения: речевой и неречевой. К первому способу относится всё, что мы передаём с помощью языка как средства выражения мыслей. Речь может иметь много разных функций, например, сигнификативную, используемую для обозначения предметов и понятий. Но, пожалуй, самое большое значение для человека как существа социального имеет коммуникативная функция.

Если так, тогда почему речь многих людей представляется нам неубедительной? Почему одни могут говорить доходчиво и убедительно, а другие нет? Причиной тому является малый словарный запас, — скажите вы. Всё верно, но недостаток словарного запаса не единственная преграда на пути к продуктивному общению. Чего не хватает? А вот чего. Коммуникативная сторона речи имеет три главных аспекта или стороны.

Информационный аспект

Информационную сторону речи можно определить как способность к передаче знаний, навыков и умений в доступной для понимания форме, то есть буквально находить самые подходящие слова. Информационная сторона речи отличается или, по меньшей мере, должна отличаться разборчивостью высказываний, содержательностью, доходчивостью, определенностью и упорядоченностью.

Отсюда можно вывести простые правила. Если вы хотите, чтобы вас лучше понимали:

• Не тараторьте, держите средний темп речи, не забывая употреблять логические ударения и знаки препинания.

• Используйте простые и доступные для понимания формулировки.

• Будьте содержательны, говорите по теме, не уклоняйтесь в сторону и не занимайтесь софистикой, иначе у собеседника или слушателя может возникнуть впечатление, что вы пытаетесь его запутать.

• Соблюдайте принципы логики. Каждое новое высказывание должно логически вытекать из предыдущего.

Второй аспект речи — эмоциональный. Эта сторона речи также способна оказывать мощное воздействие на слушателя. Большинству людей эмоционально окрашенная речь представляется более искренней, а значит — более убедительной.

Третий аспект речи — волеизъявительный. Определяется он как способность убеждать, подчинять своей воле и внушать. Самым мощным орудием волеизъявительной речи является компетентность, соединенная с внешней уверенностью в себе. Это первое условие. Второе условие заключается в правильности речи с точки зрения фонетики и лексики.

Употребление жаргонизмов, вульгаризмов и провинциализмов вряд ли сделает вашу речь убедительной. То же самое касается употребления словозамещающих звуков вроде «э-э-э», «м-м-м», а также таких слов-паразитов как «ладно», «типа», «понимаете», «так сказать» и т.п.

Умение говорить выразительно, легко и убедительно — великая наука, постичь которую можно только на практике. Правила же, как и всё гениальное, просты. Говорите просто — и вас поймут, говорите убедительно – и за вами последуют, говорите эмоционально — и вы зажжёте сердца, говорите красиво – и вас захотят слушать и дальше.

Видео по теме