Приобрести подержанную машину и остаться довольным покупкой бывает непросто. Авторынок переполнен бывавшим в эксплуатации транспортом, поэтому на поиски нужной модели может уйти приличное количество времени. Так что придется отложить не только нужную для покупки сумму, но и некоторые маловажные дела, ведь предстоит решить такую ответственную задачу!
Отлично, когда покупатель разбирается в машинах и знает, что именно он ищет. Но почему же большинство проходит мимо сияющих витрин автосалонов и направляется на неприметный рынок б/у автомобилей? Причины такого выбора очевидны. Многие автолюбители не готовы выложить круглую сумму за новенькое авто, но все же желают обзавестись собственной машиной. Кто-то смотрит на подержанные автомобили трезво и прагматично: гораздо проще купить обкатанную модель с проведенной сигнализацией и качественной аудиосистемой, чем заниматься этими мелочами в индивидуальном порядке. Тем не менее, и прагматики, и просто бережливые покупатели желают купить достойное авто за демократичную цену. Хороший транспорт не бывает копеечным. Дешевые б/у машины приходится долго ремонтировать, кажущаяся экономия часто выходит новому владельцу «боком». Изредка встречаются достойные варианты. Например, когда кто-то обзавелся новой машиной, а старую некуда ставить — приходится снижать цену, чтобы быстрее ее продать. Но подобные случаи, скорее, исключительны. При рассмотрении обкатанной машины решающим фактором часто выступает цена. Статистика гласит, что основной поток предложений приходится на самые дешевые модели. Особенно если текст объявления живописно рассказывает об их идеальном состоянии и незначительном пробеге. Если автомобиль оказывается таковым в действительности, он имеет все шансы найти нового хозяина в первый же день размещения рекламы. На какие характеристики б/у машины стоит обратить внимание прежде всего? Разумеется, на состояние кузова. Именно он стоит больше остальных деталей авто. Ошибочные выводы при анализе кузова понравившейся машины наверняка расстроят ее следующего владельца в самом близком будущем. «Свежие» машины возрастом до трех лет с обозначившейся коррозией говорят о том, что кузов уже бывал в ремонте. Но и отсутствие коррозии — не стопроцентная гарантия хорошего состояния автомобиля: он может оказаться и битым, и заново покрашенным, несмотря на заверения продавца. Выход — внимательно осмотреть каждый сантиметр кузова. Лаковое покрытие машины должно быть идеально гладким, без наплывов и потеков, частичек мусора и других «неопознанных объектов» (машины отечественного производителя, конечно же, относятся к исключениям). Щели между дверями, багажником, капотом и остальными частями кузова обязаны быть идеально ровными. Если ширина зазоров в разных местах кузова вызывает недоумение — машина однозначно бывала в ремонте. Приоткрыв капот, пристально осмотрев резину на педалях, «проплешинки» на руле, и оценив состояние обивки сидений, можно определить, насколько отличается реальный пробег авто от цифры на спидометре. Беседа об оценке ТТХ автоматической коробки передач заслуживает отдельной статьи. Крайне важно, чтобы эта деталь машины не бывала в руках автомастеров. То же относится и ко всем «подкапотным» системам. Как рассмотреть и к чему прикоснуться — информация обо всем этом есть на большинстве сайтов, посвященных подержанным машинам. Перед встречей с продавцом настоятельно рекомендуется «погуглить» и ни в коем случае не теряться во время осмотра авто. Правда, покупатели бывают со своими причудами. Некоторые берут с собой на осмотр машины робу и набор инструмента, чтобы не терять времени и произвести собственный анализ. За полчаса успевают заглянуть в каждую щелочку, открутить и вернуть на место разные гайки, измерить уровень компрессии и выдать окончательное решение. Таких продвинутых покупателей мало, но сделав выбор, они не разочаровываются в приобретении. Проверка в движении Перед обменом дензнаков на понравившийся автомобиль стоит сделать маленькое контрольное путешествие. Например, покататься по ухабам во дворах, чтобы прислушаться к ходовой. На ровной дороге можно попереключать режимы и подумать о состоянии АКПП, оценить задний мост. Неремонтированные детали не издают странных звуков, не рычат и не трещат. Машины с передним приводом нуждаются в проверке ШРУСов: нужно свернуть руль до упора в левую сторону и вжать педаль газа (потом тоже проделать и с вывернутым вправо рулем). Колеса у хорошей машины при этих манипуляциях не «захрустят». У хрустящих колес «замученный» шарнир равноугловых скоростей (это и есть ШРУС) — весьма дорогая деталь, которая скоро попросится на замену. Работу двигателя слышно лучше всего на 2000-2500 оборотах. Обязательно нужно открыть капот и попросить продавца надавить на газ. Все капризы двигателя, если они имеют место, будут слышны. Полезно посмотреть и выхлоп: никакой синевы, белизны или копоти — только легкая сизоватость. Синий выхлоп говорит о том, что в камеру сгорания протекает масло, белый — о текущем тосоле, а черный — о плохом сгорании бензина. Впрочем, разноцветный дымок не самое страшное зло: придется отрегулировать карбюратор или инжектор, сменить лямбда-зонд или один из датчиков. Приборная панель Автомобили «дедушки», оснащенные АБСом, эйрбэгами и остальными функциями для повышения комфорта, нуждаются в тщательной проверке всех этих функций. Конечно, врезаться на полном ходу в забор ради теста подушек не нужно — достаточно включить зажигание и рассмотреть приборную панель. Рабочие функции загорятся в виде значков, а затем погаснут друг за другом. В итоге будут светиться только лампочка-масленка и лампочка состояния зарядки от генератора. Полезно расспросить продавца про значение каждой лампочки и включить-выключить зажигание несколько раз, если что-то выскочило из обозрения. Проверить гидроусилитель еще проще — нужно вывернуть руль в любую сторону до упора. Если слегка повышаются холостые обороты — не страшно, а вот скрипа и воя быть не должно. Иногда, правда, «поет песни» ремень, но это незначительная проблема. Если осматриваемая машина вызывает только положительные впечатления, перед расплатой можно пойти на хитрость — предложить автовладельцу посетить ближайшую СТО. Если он тяжело вздохнет от навязчивости покупателя, но не откажется от такого шага — автомобиль можно смело покупать.