Чтобы грамотно провести выбор подержанного автомобиля следует запастись некоторыми полезными вещами, а именно — блокнотом с ручкой, зеркальцем, отверткой, магнитом с листочком плотной бумаги и чистой ветошью. В дальнейшем Вам станет ясно, зачем необходимы эти вещи. Также перед тем, как Вы собираетесь на авторынок, следует очень хорошо позаботиться о взятой сумме денег. Ведь рынок – это место располагающее воровству и мошенничеству. Также совершенно не лишним было бы позвать с собой друга на рынок, пусть даже немного далекого от темы автомобилей.
Допустим такой вариант, что после обхода автомобильного рынка несколько раз, Вы встречаете достойный автомобиль. Следующим моментом становится грамотный осмотр намеченного автомобиля. Провести осмотр бывшего в эксплуатации авто необходимо очень грамотно, чтобы потом у Вас не возникало множество проблем.
Первым делом немного приостановите продавца автомобиля, так как он, увидев Вашу заинтересованность, начнет рассказывать о машине так, что Вы не сможете и слова сказать. Теперь необходимо поинтересоваться документами на автомобиль, чтобы прямо на первом этапе убедиться в его «чистоте». Получив доступ к документам, нужно проверить совпадение номера на кузове машины и на двигателе (на совпадение с номером техпаспорта). В каждом символе номера не должно быть сомнений. Так, если обнаруживаются следы деформации или шлифования около номера, то возможно там выбит не родной номер. Также если весь номер не просматривается из-за большого количества грязи или пыли, воспользуйтесь ветошью, которую Вы взяли с собой.
После того, как Вы убедились, что со всеми номерами все в полном порядке, можно начинать осмотр кузова. Идеальным вариантом для осмотра кузова машины станет солнечная погода. Именно в такую погоду можно рассмотреть все места деформации кузова, даже те, которые заделывались. Также при осмотре кузова детально осмотрите все зазоры между подвижными и неподвижными частями машины. При обнаружении зазоров различной величины, уже можно говорить о деформации кузовных частей (стоек или дверей). Такая деформация является результатом аварии. Как правило, покупку машины с такими дефектами не стоит совершать. Также проверьте все двери автомобиля, для этого поочередно их открывайте и захлопывайте. Естественно, процесс закрывания дверок не должен вызывать больших усилий, а также они должны закрываться с одинаковым усилием. В случае возникновения неприятных звуков при закрытии или применения чрезмерного усилия, можно опять же говорить о деформации, полученной в аварии. Такими же методами нужно проверить дверь багажного отделения и капот.
Также нужно выяснить для себя проходил ли автомобиль покрасочные работы после завода, и если да, то надо узнать причину этого ремонта. Скорее всего, Вы получите ответ такого плана: «выгорела на солнце вот и обновил». Может он говорит и правду, но лучше всего в этом убедиться самому, так как следы от обновления лакокрасочного покрытия найти очень просто. Так, даже если лакокрасочное покрытие не вызывает у Вас сомнений, то для успокоения можно отвернуть уплотнитель на переднем или заднем стекле. Если под резинкой окажется цвет такой же краски, как и на кузове, то значит лакокрасочное покрытие «родное» или работы по перекраске были проведены профессионалами, а это значит, что все сделано добротно.
Очень качественно необходимо осмотреть такие части кузова, как арки, пороги, крылья и непосредственно само днище машины (если есть такая возможность). После некоторого отвлечения просмотрите кузов еще раз на наличие подозрительных мест, в которых может скрываться очаг коррозии. После этого оберните магнит в плотную бумагу и приложите его к подозрительным местам. Если в этой области не начато разрушение металла кузова, то магнит очень прочно уцепится за металл. В случае начала коррозионного разрушения, магнит будет плохо схватываться за счет того, что под краской скопился воздух.
Увидев, что колесные арки автомобиля покрыты большим и толстым слоем антикоррозионного покрытия не спешите обольщаться. Под этим слоем защиты может скрываться совершенно неприятная картина. В связи с этим, возьмите отвертку и простучите места с покрытием (для обнаружения разрушенных участков). Таким же образом проверьте крылья автомобиля, арки и днище. Для проверки днища необходимо загнать автомобиль на эстакаду или яму. Если поблизости нет места для осмотра днища авто, то воспользуйтесь взятым зеркальцем. Кажущаяся первоначально длительная процедура осмотра в будущем может убрать множество проблем.
Закончив с кузовом машины, перебираемся внутрь машины и осматриваем салон. Об интенсивности эксплуатации машины можно судить по потертостям на отдельных частях салона, например, на ковриках, сидениях, панелях и других элементах. Особое внимание придайте рулевому колесу. Если на него надет чехол, то это возможна маскировка поломки руля. Можно представить какую опасность несет такой дефект.
Теперь начинаем проверку всех кнопок, тумблеров, рычагов. Все должно четко работать, ведь даже некоторые небольшие поломки в электрооборудовании могут стать сильной головной болью для покупателя, на решение которых уйдет много денег. Также поднимите все с пола. Так, (особенно зимой) под коврами может накопиться много влаги, которая впоследствии приводит к серьезным коррозионным очагам. Необходимо понимать, что такое место потребует соответствующей тщательной обработки.
Следующим этапом становится осмотр силового агрегата подержанного автомобиля. Стоит понимать, что если мотор работает без проблем, то ему не составит труда завестись в любую погоду (холод или жару). Двигатель должен работать корректно, т.е. без рывков и сбоев. Также при пуске мотора не должно образовываться сизого дыма в выхлопных газах. Так, если это прослеживается, то, скорее всего маслосъемные колпачки на клапанах пришли в негодность или хуже того — на поршнях маслосъемные кольца требуют замены. В связи с этим, масло и проникает в камеру сгорания. Также обязательно проверьте масло, залитое в мотор. Оно должно быть без продуктов износа деталей и без посторонних включений. Поинтересуйтесь у продавца, какое именно было залито масло. Цвет масла также может поведать о проблемах. Достаньте щуп масла и осмотрите смазочный материал. Если в нем прослеживается наличие белых оттенков, то это свидетельствует о разгерметизации блока цилиндров, а именно либо прокладка пропускает, либо в блоке зарождается трещина. Если этому не уделить внимания, то впоследствии могут возникнуть очень серьезные проблемы.
Обратите внимание на подтеки масла на самом моторе. Осмотрите внимательно блок цилиндров и головку. Часто бывает, что масло начинает сочиться из-за вышедших из строя сальников. Особенно интенсивно изнашиваются сальники коленвала и масляного насоса.
Чтобы у Вас сложилось полное понимание состояния мотора, необходимо прокатиться на автомобиле. При езде обратите внимание на переключение передач. Так, коробка переключения передач не должна издавать непонятные звуки. Чтобы максимально убедиться в правильной работе коробки следует отправиться на трассу. Конечно, продавец может начать сопротивляться выезду на трассу, но проверить все же стоит. Ведь ремонт коробки передач – это недешевое удовольствие. Зачастую продавец может выдавать 4-х ступенчатую коробку переключения передач за коробку с большим количеством скоростей. Однако на рынке даже 4-ю не проверишь, что уже говорить про все остальные (повышенные).
В случае выбора автомобиля, оснащенного автоматической коробкой переключения передач, Вы должны знать, что переключение передач должно происходить очень плавно и при этом рывки и всякие посторонние шумы и звуки должны отсутствовать.
Бывает и так, что покупатель совершенно не смотрит на подвеску, как на потенциальную проблему, относя ее к второстепенным узлам автомобиля. Однако это полнейшее заблуждение автолюбителей. Именно от состояния подвески будет зависеть комфорт при езде и более того Ваша безопасность.
Сначала начинаем проверку амортизирующих элементов. Чтобы это сделать качните каждую сторону автомобиля несколько раз. При этом если машина после качка возвращается в свое исходное состояние, то это свидетельствует о нормальном состоянии амортизаторов. Если же машина начинает раскачиваться, то значит, амортизирующие элементы работаю некорректно. Но проверить очень досконально амортизаторы возможно только с использованием специализированного оборудования.
Получить какую-либо информацию о состоянии элементов ходой можно только в движении. Если при езде по препятствиям раздаются звуки – это значит, шаровая опора, пришла в негодность (хотя может мыть и тяга стабилизатора, и втулки стабилизатора, и наконечник рулевой, и тяга рулевая и опора амортизатора). При разгоне может начаться гул со стороны какого-либо из колес – это прямое подтверждение вышедшего из строя подшипника ступицы. Если при езде на вывернутом руле, присутствуют щелчки, то это говорит об износе наружного шруса.
Стоит отметить у себя в блокноте все обнаруженные дефекты, и после полного осмотра показать их продавцу. И только теперь можно начинать говорить о цене на машину, то есть Вы можете ее значительно сбить.