К сожалению, не всегда ребенку достается в наследство хорошая память, позволяющая обходиться без дополнительных способов ее развития. Детям с хорошей памятью хватает обучающего материала, как в детском саду, так и в школе. Действительно, развитие памяти у детей – это очень важная задача школ и детских садов. Но поскольку родители проводят с малышом больше времени, развитие памяти у ребенка – это также и их ответственность. Обычно, родители замечают «погрешности» в работе памяти своего чада только тогда, когда прикладывать усилия в ее развитии уже может только исключительно ребенок, а от мамы и папы мало что зависит. Проще говоря, тогда, когда ребенок уже вырос, и помогать развивать память уже поздно. Чтоб не допустить подобного, родители должны позаботиться о будущем малыша заранее. Если вы хотите узнать, как развить память у детей, следуйте советам, приведенным ниже. Мы опишем виды памяти, которые бывают у всех нас и, которые необходимо развивать с самого раннего детства, и дадим рекомендации по методам их развития. Двигательная память – суть двигательной памяти ребенка состоит в том, что он запоминает и воспроизводит определенные действия. Без этого вида памяти никакие другие существовать не могут. Двигательную память детей следует развивать с раннего детства, — не ограничивайте ребенка исключительно «односложными» игрушками (машинки, плюшевые игрушки и т. п.). Покупайте ему несложные конструкторы, с 2-3 лет паззлы (при условии, что каждый раз вы будете показывать ребенку, как складывается картинка, до тех пор, пока он сам не запомнит все движения), цветные пирамиды, складываемые из колец. Разрешайте ребенку совершать своего рода «бытовые движения» — переложить предмет с места на место, переставить стульчик, перенести книгу. Чем больше движений будет воспроизводить малыш, тем быстрее будет развиваться его двигательная память. Эмоциональная память – вид памяти, сохраняющий чувства и переживания, испытанные ребенком в прошлом. Этот вид памяти у детей самый яркий, т. к. основан на эмоциях и впечатлениях. По мере взросления малыша, эмоциональная память позволяет запоминать все большее и большее количество информации, но пока ваш малыш еще совсем маленький, позвольте эмоциональной памяти действовать не только в «воспитательном направлении» (ослушался – встал в угол), но и способствовать развитию других видов памяти. Увы, многие родители используют эмоциональную память ребeнка только в целях научить его, что можно делать, а что нельзя. Образная память – этот вид памяти тесно связан с эмоциональной, т. к. развивается тем быстрее, чем ярче эмоции ребенка при виде определенных образов. Зрительная память, обонятельная, слуховая, вкусовая, тактильная – все это составные элементы образной памяти. От образной памяти в немалой степени зависит и будущая фантазия ребенка, его умение мыслить нестандартно. Сегодня существует достаточное количество цветных иллюстрированных книг, сопровождаемых коротенькими рассказами к картинкам или стишками. Однако дети склонны терять интерес к повторяющимся действиям, поэтому обходиться одними только книгами не рекомендуется. Минимум 1 раз в 2 дня ребенок должен знакомиться с новым образом. Так, например, сопровождайте чтение стихотворения или рассказа звуками. Благо во Всемирной Сети, да и на рынках с мультимедиа продукцией можно приобрести записи со звуками моря, дождя, пения птиц. Конечно же, подобные занятия потребуют от вас наличия свободного времени. Помните, что, уделив его ребенку сейчас, вы значительно повлияете на его развитие и умение в дальнейшем усваивать материал без посторонней помощи. Не забывайте использовать имеющийся в наличии арсенал игрушек, придумывать небольшие истории с их участием и минимум раз в месяц вводить «нового героя». Под «новым героем» не всегда имеется в виду приобретение новой игрушки. И все же, если игрушка куплена, не спешите сразу отдавать ее ребенку. Рассказывая очередную историю о приключениях «старых героев», употребите фразу «и тут они встретили…», тогда доставайте новую игрушку и знакомьте малыша с ней. Само собой, игрушка должна нести в себе новый образ (например, ежик на фоне мишек и зайчиков, корабль на фоне машинок и т. п.). Если ежемесячно покупать новую игрушку нет возможности, используйте цветную бумагу и картон. Детям очень нравятся красочные образы, а материал, из которого они изготовлены, не так важен. С их помощью смастерите «бумажного человечка» или какой-либо иной предмет, но не забудьте ознаменовать его знакомство с малышом эмоциональным рассказом. Словесно – логическая память – этот вид памяти развивается у детей одновременно с образной, мыслительной и языковой. Играет главную роль в легкости усвоения знаний ребенком (особенно это касается школьного периода). В развитии словесно – логической памяти, как никогда, помогают логические игры (игрушки) и стихотворения. Существует одно небольшое, но важное правило: «ни дня без строчки наизусть» (с). Некоторые родители, зная его, заставляют малыша с раннего возраста учить стихотворения, после с восторгом констатируя друзьям «а мой может „Уж небо осенью дышало…“ наизусть рассказать! ». Развитие памяти у ребенка и засорение ее – вещи абсолютно разные! В пять лет дети не обязаны воспроизводить стихи, заучивание которых предполагается в возрасте 8-9 лет. Ограничьтесь коротенькими и мило звучащими четверостишиями (двустишиями). Быть их должно не менее 5-6, иначе к повторению одного и того же ребенок быстро потеряет интерес. Для большей эффективности сопровождайте стишками какие-либо ваши действия. Примеры:Ребенок помогает маме на кухне: «Приготовлю суп с лапшой Съем и буду я большой» Ребенок ложиться спать: «Уберу свои игрушки Спать пойду я на подушку» Ребенок одевается: «Умываюсь по утрам Одеваюсь, тоже, сам»Логические игры и игрушки обязательно должны занимать свое место среди других. Все те же паззлы, разноцветные кубики, конструкторы, — ребенок должен уделять им внимание в течение не менее, чем 30 минут в день.