Термин «кинематография» (moving pictures) был впервые использован на самом рассвете развития киноиндустрии. В принципе, логика есть, ведь в переводе с английского означает «картинка, что двигается».
Человечество всегда старалось изобрести нечто новое, но о движущих картинках можно было только мечтать. Мечтало человечество не долго, поскольку вскоре появляются попытки воплотить миф в реальность.
Братья Lumiere
Самым первым прорывом в развитии кино было изобретение фотоаппарата. После этого, начиная с 1850, научные деятели и просто энтузиасты начали делать эксперименты над изображениями с фотографии и старались заставить тело двигаться. Если человек что-то начинает делать, как правило, он этого и добивается и уже в 1890 мир увидел первую картинку в движении. Сорок лет понадобилось прогрессу, дабы создать нечто, без чего невозможно представить современную жизнь. На первой стадии, можно было изобразить простое движение. Не думайте, что первая попытка кинематографии была похожа на кино. Это только начало, и двигать можно было только банальные: небо и землю. О звуке и о сюжете не могло быть и речи, но тот факт, что можно заставить хоть что-то двигаться уже стало грандиозным прорывом в сфере кино. Самым первым фильмом, который появился на нашей планете, была коллекция из сценариев длинной 15-30 секунд, созданных братьями Lumiere, Франция.
Следующим шагом, было более длительное кино 5-8 минут — также подборка коротких сценариев: поезд прибывает на станцию, человек поливает деревья, мужчины играют в карты, люди покидают корабль и уличный продавец со своими коммерческими изделиями. Даже это маленькое, примитивное подобие фильма вызвало чрезвычайный ажиотаж, и толпы людей собирались в одном месте, дабы насладится первым проявлением кинематографии.
Томас Едисон
В то же время, в США Томас Едисон изобретал нечто подобное. Ему удалось изобразить короткометражные действия — вода льется из ниагарского водопада, приливы и отливы, два поезда едут на встречу друг другу.
Естественно, за сегодняшними стандартами, такое подобие фильма считается очень примитивным. Мы уже привыкли к тщательно продуманным эффектам (вспомните фильм Звездные Войны, или картины о Джеймсе Бонде). Тем не менее, люди, которые впервые видят движение на экране, не могут не восхищаться таким научным достижением. Стоит отметить и тот факт, что, несмотря на всю свою примитивность, кадры были очень реалистичны и изображались современные тенденции. Так, например, многие американцы впервые увидели автомобиль, Тихий и Атлантический океаны. Зрителю казалось, что изображение реалистично и к нему можно дотронуться. В одной картине, поезд двигался из станции, и изображение было таким, как будто он движется прямо на зрителей — как результат, зрители были напуганы: некоторые кричали, другие убежали из зрительного зала.
Первая фаза кинематографии (простое движение, без озвучки) длилась 10 лет (1890-1900) и сумела удивить всех жителей планеты Земля. Вторая фаза начала стремительно появляться в 1900. Кинорежиссёрам не сильно нравились банальные сцены движения, без какого либо сюжета, и поэтому они решили усложнить задачу, и начали готовить определенное озвучивание. Фильм Едвина Портера «The Great Train Robbery» (1903) послужил хорошим примером, того, как должна выглядеть современная лента.
Такие фильмы были очень короткими, от 5 до 8 минут, и их часто называли в американском сленге «короткометражными». В США производством фильмов занялось множество маленьких компаний: Biograph, Essenay, Lubin, Pathe Brothers, Selig, Polyscope, Vitagraph, Edison and Melies.
Дэвид Гриффит
Одним из самых первых известных кинорежиссёров был Дэвид Гриффит (David Griffith). Он работал на компанию Biograph, что в Нью Джерси и выпустил несколько сотен короткометражных картин в промежутке времени между 1908 и 1912 годами.
Гриффит выпускал по 2 фильма в неделю, и не оглашал имена актёров, поскольку знал, что они могут стать известными и вправе, потом просить повышение зарплаты. Как вы видите, уже с самого зарождения киноиндустрии, начались появляться разные коммерческие тактики, которые существуют и сейчас. Одним из известных и самых ранних фильмом Гриффита стал «The Lonedale Operator», 1911. В этом видео можно увидеть некую инновацию известного кинорежиссёра, включая монтаж (переход с одной сцены в другую) и съёмка крупным планом. Именно технология крупного плана возбудила интерес известных компаний, поскольку они считали, что зритель хочет увидеть полную сущность актёра. С помощью съёмки крупным планом, стало возможно снимать драму. II. Взлёт Голливуда
Гриффит и другие кино энтузиасты, решили изменить стереотипы и тенденции, которые существовали в сфере кино в начале 1900ых. Но закоренелые владельцы компаний, не поддавались на желания кинорежиссеров, они были довольны короткометражными лентами.
Такие компании монополизировали всю киноиндустрию: у них были патенты на все оборудование, видеокамеры, и контролировали распространение видеопродукции.
Как результат, диссиденты покинули восток и переехали как можно дальше — в сторону Лос- Анджелеса. Там они нашли превосходную сельскую местность, где царила хорошая погода (много солнца, мало дождя, идеальные условия для кинопостановок). Это Беверли Хилс. Гриффит и другие начали экспериментировать над постановкой более длинных лент, и Гриффиту это удалось. Мир увидел первый полнометражный художественный фильм.
Рождение нации (Birth of a Nation)
Первая полнометражная картина Гриффита получила невероятный успех. Затраты на постановку были грандиозными — $100, 000 (это была практически не реальная сумма, если еще учитывать и тот факт, что киноиндустрия — самая слабенькая сфера промышленности на то время). Но расходы себя оправдали, и картина приносила 18 миллионов долларов дохода ежегодно. Длительность фильма — 3 часа, такого еще не видел мир. Гриффит стал одним из самых главных кинорежиссеров страны. Даже с технической точки зрения, фильм был идеален: высокое качество, крупные планы, монтаж, затмение, световое оформление.
Это была сильнейшая история с удивительными на то время технологиями. Ну, а если говорить о сюжете — картина была с значительным расистским уклоном. Дело в том, что сюжет был взят из книги Томаса Диксона «The Clansman».
Появление звёзд киноиндустрии
С самого начала рассвета киноиндустрии, у актёров была роль второстепенного звена. Кинорежиссёры боялись называть актёров истинными именами по той простой причине, что они станут известными, а соответственно и богатыми (поскольку будут просить повышение заработной платы). Но, так как Голливуд стремительно развивался, индустрия начала нуждаться в опытных профессионалах своего дела, и поэтому старые актёры возвращались на съемочную площадку снова и снова.
Кинорежиссёры использовали годовой доход от текущего фильма для оплаты следующего проекта. Таким образом, каждая картина должна была быть успешной. Для того, чтобы заинтриговать зрителя, и точно знать, что лента будет популярной — умные люди сферы нашли превосходный способ в виде звёздной дорожки. Известные актёры будут служить хорошим стимулом для аудитории. Если первая картина с одним актером была успешной, значит зритель захочет посмотреть и другую ленту с этим же актёром.
Самым популярным на то время был Чарли Чаплин (Charlie Chaplin).
В 1913, он зарабатывал 130$ в неделю, но до 1914 года он получал уже $10, 000 ($500, 000 в год, что очень огромная сумма, если брать во внимание еще и тот факт, что тогда еще не было федерального подоходного налога).
Другие звёзды того времени: Mary Pickford, Douglas Fairbanks Jr., Fatty Arbuckle и the Keystone Cops.