Deport

В Россию буддизм пришел из замечательной страны, из Тибета. Многие тибетские обычаи до сих пор живы в культуре российских бурят, калмыков и тувинцев. А как же встречают этот великолепный праздник на Тибете?

У тибетцев принято обращаться к астрологии, чтобы выяснить, благоприятным или неблагоприятным будет грядущий год, но на ритуалах встречи его это не отражается. На Тибете живут по лунному календарю, а Новый год там называют Лосар. Обычно этот праздник выпадает на последнюю неделю февраля или на первую неделю марта. На Тибете придают встрече Нового года большое значение, наверное, как и все люди в мире, считая, что она во многом определяет нашу жизнь на весь будущий год. Приготовления к празднику начинаются с 29 числа последнего (двенадцатого) лунного месяца. Совершается особый обряд «гутор» – отвержение всего плохого, нечистого, что было в уходящем году, чтобы оно не перешло в год наступающий. Тибетцы стремятся к этому и на бытовом уровне: моют улицы и стены домов, убирают весь сор и хлам из жилищ, готовят чистые одежды, не придавая, впрочем, большого значения их цвету. Главное, чтобы одежда была чистой и, если позволяют средства, – новой. К этому дню нужно завершить все незаконченные дела и раздать долги. Но 30-й день (последний день старого года) тибетцы наряжают улицы и здания молитвенными флагами, буддийскими иконами и помещают в храмах и домах подношения перед алтарями. Они предлагают Буддам и Божествам ростки первого урожая – ло-пу, а также луг-по – сделанную из масла голову овцы – она символизирует изобилие, жареный хворост, уложенный в сложные фигуры. Главное подношение – две конусообразные пирамидки, сделанные одна из ячменной муки, смешанной с сахаром и молоком, другая – из пшеничной муки с маслом. Обе пирамидки украшены сухими травами и цветами. Это выражение благодарности Буддам и Божествам за помощь и поддержку, полученные в прошлом году, и надежды на то, что в будущем повторится то же самое. Кроме того, обильные подношения злаков и продуктов животноводства должны обеспечить хороший урожай и приплод скота в новом году. В этот день также готовят еду и напитки для новогоднего праздника. В день праздника все встают раньше обычного. Кто-то из членов семьи идет к близлежащему водоему, оставляет там дар (обычно это благовония и шарф) духам местности и наполняет сосуд «первой водой года». Эту воду он относит в свой дом, чтобы ею умылись все остальные члены семьи. По поверью, эта вода уносит с собой все плохое, что оставалось от уходящего года, и сулит счастье в наступающем году. Первый его день на Тибете называется «день ламы» – духовного наставника. Этот день хорошо начать с молитвы, с духовной практики, посещения храма. Но в этот день также накрывают столы, обмениваются подарками, радуются. В большинстве случаев, первый день года проходит в узком семейном кругу. А вот на второй и третий дни уже совершаются визиты к друзьям, массовые гуляния и танцы. Яства на столах самые разнообразные: мясо, овощи, злаки, сладости. Из алкогольных напитков чаще пьют ячменное пиво, которое варят сами. Продолжительность празднования Нового года зависит от традиций и благосостояния жителей той или иной местности: не меньше трех дней, но часто и больше пятнадцати. На третий день Нового года начинается традиционный обряд, заключающийся в чтении Молитвы о пожелании блага всему живому в будущем году. По канону, она должна длиться пятнадцать дней – столько чудес, свершил когда-то Будда в эти дни. Обряд проводится монахами в монастырях, но в нем активно участвуют и миряне.

Видео по теме