В японском языке нет такого понятия как кризис, то, что мы обозначаем этим словом, в японском звучит, как возможность. И в этом состоит глубокое различие западного и восточного восприятия жизни.
Часто мы воспринимаем свою жизнь, как плавное (или не очень) перетекание из одного кризиса в другой, и все это сопровождается для нас невероятным стрессом, страхом и болью. Переломные моменты кажутся нам болезненным прерыванием жизни, как будто мы уже никогда не станем счастливыми и удовлетворенными, любой кризис воспринимается нами, как знак для того, чтобы начать жалеть себя, впасть в апатию и самобичевание.
Для восточного мышления кризис — это возможность встряхнуть и изменить свою жизнь, взглянуть на себя под другим углом, стереть пыль со своих представлений, очнуться от суеты.
Кризис дает шанс взойти на новую ступень развития, пойти дальше, сделать больше, смотреть шире и дышать полной грудью. Кризис — это волшебный пендель от мироздания, с помощью которого можно стать счастливее и радостнее, открыть для себя нечто более прекрасное, чем то, что было до него.
Темой кризиса очень интересовался психолог Эрик Эриксон, он изложил свою теорию развития человека как череду кризисных ситуаций, и то, как человек преодолевает этот кризис, двигает его дальше по жизни и наделяет его определенными чертами личности. Каждый кризис требует от человека повышения его умения взаимодействовать с другими людьми, а также повышения уровня осознанности и принятия себя. И если человек делает вклад в свой фонд доверия, безопасности и уверенности в себе, то это дает ему возможность двигаться дальше, более радостно строить свою жизнь, творчески приспосабливаясь к ее условиям.
Я здесь опишу 8 кризисов, через, которые проходят абсолютно все. Итак,
0-1 года. Базовое доверие против базового недоверия. И два возможных пути выхода из кризиса: «я могу доверять людям» против чувства опасности.
1-3 года. Самостоятельность против чувства стыда, отсутствия контроля.
На выходе: «я — самостоятельная личность» против чувства тревоги, невозможности как-то повлиять на происходящие события.
3-6 лет. Инициатива против чувства вины. На выходе: «Я могу творить» против «Я ничего не стою».
от 6 до подросткового возраста. Компетентность против чувства неполноценности. На выходе: «Я могу быть лидером» против недостатка самоуважения.
подростковый период. Идентичность против смешения ролей. На выходе: «Я знаю, кто я такой» против нечеткого представления о себе.
ранняя зрелость. Интимность против изоляции. На выходе: «Я могу быть близким с другими» против чувства одиночества, отрицания потребности в близких отношениях.
зрелость. Креативность и продуктивность против застоя. На выходе: «Я могу видеть дальше своего носа» против ощущения бессилия, спада и апатии.
поздняя зрелость. Мудрость против отчаяния. На выходе: «Я много сделал в этой жизни» против разочарования.
Изучив эти этапы, можно осознать, на каком из них, каждый из нас какой сделал выбор и почему.
Для чего нужно это «почему», чтобы не начать себя осуждать. Потому что не за что осуждать, ведь выбор делается под воздействием определенных обстоятельств и иногда другой выбор просто невозможен.
Но важно понимать, что сейчас в наших силах делать иной выбор, более адекватный окружающей действительности. Учиться доверять, брать на себя ответственность, переставать себя судить, учиться о себе заботиться. Ведь кризис не больше, чем возможность. Возможность счастья.
Видео по теме