Компания КЭМП в настоящее время тоже развивает собственный интернет-бизнес. Какие преимущества это дает и с какими трудностями приходится сталкиваться?
С точки зрения покупателя безусловных плюсов у приобретения запчастей в интернет- магазинах, пожалуй, два. Это возможность сравнить стоимость необходимых товаров на разных сайтах и ничем не ограниченный их ассортимент. Ну а продавец, дополняя розничную торговлю за счет торговли через интернет, приобретает широкий круг новых клиентов. Другое дело, что с выходом в сеть меняются конкурентные ориентиры: на первый план выходят скорость выполнения заказа и его цена. И если в первом случае борьба ведется сравнительно честно: преимущество получает тот, кто грамотнее выстроит логистику, то во втором — конкуренция зачастую выходит за рамки правового поля: часть продавцов снижают стоимость товара за счет ухода от уплаты налогов или за счет реализации заведомо некачественных образцов, что наносит ощутимый ущерб законопослушным продавцам. Остается надеяться, что рано или поздно в онлайн-торговле государство все же сумеет навести порядок.
Основной упор КЭМП планирует сделать на оптовую или розничную интернет-торговлю?
В нашей сфере понятие «оптовая торговля» сейчас стало несколько размыто. Если раньше под оптовиком подразумевался клиент, готовый приобретать запчасти вагонами, то теперь это скорее постоянный покупатель или же тот, кто впоследствии собирается купленную запчасть перепродать. Поэтому скажу так: мы просто заинтересованы в как можно большем числе клиентов нашего интернет-магазина.
Что важнее для продавца запчастей: специализированное техническое образование или знание техники продаж?
Сейчас на рынке труда огромный недостаток специалистов, обученных реализации запасных частей. С развитием удаленных продаж отпала надобность в слесаре за прилавком — вместо него нужен человек, умеющий хорошо работать на компьютере и быстро разобраться в специализированных каталогах. А таких людей попросту нет, их никто не готовит! У нас в стране отсутствуют высшие учебные заведения, выпускающие дипломированных продавцов автокомпонентов, поэтому их обучением приходится заниматься нам самим, подменяя наставничеством полноценное высшее образование. Это обидно, поскольку данная профессия крайне востребована — таких специалистов, к сожалению очень мало. И люди, которые выбирают эту профессию, зачастую зарабатывают больше пресловутых юристов. Оператору на телефоне нередко приходится принимать заказы от людей, даже точно не знающих, как называется нужная им запчасть.
Как подбирать операторов-консультантов для такой сложной работы, проводите ли для них специальные тренинги?
Тренинги, конечно, проводятся, но для такого сотрудника, в первую очередь, важна эрудиция, глубокое знание как номенклатуры, так и свойств продаваемых товаров. А знание это приходит только вместе с опытом.