На многих поездах ОАО «Российские железные дороги» действует принцип динамического ценообразования – изменение стоимости билетов с учетом таких факторов, как сезонность года, день недели и объем перевозки. Такая практика применительна при покупке билетов в купейные вагоны, СВ и люкс, а также на сидячие места в скорых поездах. Это позволяет порой приобрести билет в купе в пределах суммы, не на много превышающей стоимость плацкарта.
Важен день покупки
Если дата поездки уже запланирована, то поиск билетов на конкретный поезд лучше начинать:
— за 2-3 дня до того как откроется на них продажа;
— непосредственно в день старта продажи (за 1,5 месяца до момента поездки);
— по истечении первых суток после начала продажи.
Стоимость здесь может быть зависима от спроса – обычно за 45 дней он намного выше. На другой же день он может значительно упасть за счет сокращения числа желающих. Тогда в этом случае, если преобладающим фактором для данного поезда является спрос, показатель цены также может заметно поубавиться. При сравнении стоимости билетов должно учитываться одно и то же число, а не предыдущее или последующее, поскольку на цену может влиять как день недели, так и сезонный период.
Если для вас не является столь существенным какой-либо определенный день для поездки, то будет разумно сразу после открытия продажи ознакомиться со стоимостью билетов на всю неделю. Это может позволить сэкономить на покупке билета, к примеру, не на воскресенье, а на понедельник.
Билет на полный маршрут
В том случае, когда вы едите не до пункта конечного назначения, а выходите несколько раньше, то не будет лишним узнать цену билетов до последней станции. Часто бывает, что стоимость билета на весь путь оказывается намного дешевле за счет действующих скидок, чем на часть маршрута. Так же можно поступить и при обратном возвращении – купив билет от конечного пункта, сесть несколько позже, что позволит существенно сэкономить. Тем более что правилами РЖД разрешается посадка на всех станциях, следующих после указанной в билете, правда, не дальше конечного пункта.
Учитывать скидки
Цена билета в вагон того или иного класса во многом зависит от всевозможных скидок и проходящих в настоящее время акций. Иногда стоимость купе может оказаться гораздо меньше, чем плацкарта, билет в спальный вагон – дешевле купейного, а цена первого класса скоростного поезда – ниже второго. Поэтому в целях экономии следует сопоставлять стоимость билетов для разных классов.
Сезонные тарифы
Динамическое ценообразование подразумевает изменение стоимости билетов согласно сезонным коэффициентам. Они применяются на дальних поездах для вагонов класса люкс, СВ и купейных, а значит, на это стоит обращать внимание. К примеру, когда по расписанию отправка вашего поезда указана в ноль часов 15 минут 1 июня, то будет рациональнее приобрести билет от предыдущего пункта, откуда поезд отбывает еще 31 мая и где пока действуют сниженные весенние тарифы.
Отдельный билет по России
Для расчета стоимости билетов за границу применяются межгосударственные тарифы и, конечно же, они превышают внутрироссийские. Следовательно, если значительное расстояние пути пролегает по российским просторам, то куда дешевле вам обойдется покупка двух билетов – по территории нашей страны до последнего приграничного пункта и уже от него до конечного места.
Льготные скидки через кассу
Существуют такие категории россиян, которые пользуются правом льготного проезда на железнодорожном транспорте. Здесь важно помнить, что заказ билетов с учетом льгот на российских интернет-сайтах не предусмотрен. Получить скидку при покупке билета для всех категорий льготников возможно лишь в кассе, причем с предоставлением подтверждающего документа о праве на льготы. Исключением является оформление через сайт льготного билета на ребенка до 10 лет и бесплатного (без места) билета на малыша до 5 лет.
Накануне отправления
Дешевые билеты по нужным направлениям перед самым отъездом приобрести весьма сложно. Однако стоит попробовать «перехватить» те, которые были сданы пассажирами. Так, посредством определенных сайтов есть возможность получать уведомления при появлении билетов на нужный поезд. Также можно узнать есть ли билеты с предыдущей станции, когда их не окажется с вашего пункта отправления. Хорошим решением будет, если вы разделите весь путь на два маршрута и приобретете на каждый отдельный билет. Кроме этого, можно совместить разные виды транспорта, то есть сойти на любой близкой к месту назначения станции, до которой будет возможность купить билет, а затем доехать, куда требуется на автобусе или электричке.
Еще один из вариантов – это уповать на везение в надежде, что может кем-то будет сдан билет. Нередко бывает, что железной дорогой добавляется некоторое число дополнительных вагонов. Обычно такое происходит минимум за пять дней до отправки.
За трое суток до даты отбытия поезда начинается реализация билетов в счет высадки пассажиров. Сначала места продаются с более крупной станции, если же билеты останутся не раскупленными, то чуть позднее начинается продажа и с других станций. Поэтому при отсутствии билетов с вашей станции, к тому же если она еще и небольшая, имеет смысл в восемь часов утра узнать, есть ли билеты с предыдущих, более крупных станций.
Планируя покупку билетов, желательно будет учесть и тот факт, что за одни сутки до отправки поезда с начального пункта, в свободную продажу может быть переведен техрезерв – обычно это до шести купейных и плацкартных мест.
Но надо заметить, что такая практика характерна для вагонов, на которые не распространяется принцип динамического ценообразования. Там же, где он действует, стоимость билетов на направления, считающиеся особо популярными, всегда почти сохраняется высокой до отбытия поезда. Но может быть и так, что при достаточно низком спросе, цены на билеты остаются также низкими до дня отправления, более того, иногда они могут понижаться и даже не один раз вплоть до предельно минимальной суммы.