Deport

В настоящее время, пожалуй, каждый перспективный человек, подающий надежды, задумывается скорее не о построении карьеры, а о создании собственного бизнеса. В связи с этим появилось такое понятие, как стартап, спектр значений которого постоянно расширялся и расширяется в настоящее время. Если ранее стартап представлял собой предприятие, которое уже пришло на рынок, но действует не так давно, то впоследствии данный термин стал обозначать какую-то идею, которая впоследствии должна воплотиться в жизнь. Стартап представляет собой описание идеи с пошаговыми действиями для её реализации. Однако каждый стартап нуждается в финансировании, не зависимо от масштабности идеи, поэтому актуальность приобретает вопрос оценки стоимости стартапа, которая имеет зависимость от многочисленных факторов. Стоимость стартапа представляет собой сумму средств, которая понадобится на реализацию идеи, и она состоит из ряда элементов. Имеется несколько методов, позволяющих оценить стоимость стартапа.

  1. Затратный метод. Этот метод позволяет объективно оценить ресурсы для создания проекта, исходя из ряда факторов. К таким факторам относятся:

• Рыночная стоимость труда специалистов, которые трудятся над созданием проекта; • Затраты на юридическое оформление и на различного рода формальности – патентование, лицензии и так далее; • Активы, которые будут участвовать в проекте; • Расходы на выкуп доли у инвесторов прошлой стадии финансирования (если в этом есть необходимость); • Затраты на услуги лиц, которые имеют отношение к проекту; • Затраты на рекламу и на продвижение идеи в общественность.

Данный метод имеет ряд важных преимуществ, в числе которых возможность оценки эффективности расходования денежных средств. Недостаток метода заключается в том, что он не предусматривает учета стоимости интеллектуальной собственности, а также не рассчитывает на оценку идеи стартапера.

  1. Метод Беркуса. Впервые данный метод был предложен в 2001 году, и основная идея его заключается в том, что нужно учитывать потенциал стартапа с помощью подсчета некоторые коэффициентов. Среди таких коэффициентов авторами были предложены следующие:

• Привлекательность идеи, надбавка за нее – 40%; • Надбавка за отличный менеджмент – до 80%; • Надбавка за уникальность – до 20%; • Денежный поток – 40%.

Также в методе осуществляются надбавки за идею, снижение различного рода рисков и так далее.

3. Метод нормы прибыли. В данном случае вводится формула, по которой рассчитывается стоимость будущих инвестиций. В формуле принимают участие такие коэффициенты (факторы), как будущая цена вложенных инвестиций через 5 лет (FV) с учетом фактора инфляции, стоимость инвестиций на момент проведения расчетов (PV), норма доходности ®, выраженная коэффициентом, период, за который инвестор выходит из стартапа, то есть время работы денег в проекте (N).

Метод нормы прибыли представляет собой расчет окончательной стоимости компании при выходе инвестора. Этот способ является относительно простым, однако, не самым верным. Все варианты, которые принимают участие при проведении расчетов в данном случае, оценивают не стоимость стартапа, а эффективность инвестиций, которые вкладываются в проект, однако будет ли являться этот момент основным при разговоре с инвестором – вот в чем вопрос.

  1. Метод оценки аудитории. Этот метод позволит оценить будущую аудиторию стартапа посредством оценки клиента. При этом очень важно, чтобы «стоимость» клиента не имела разброса у конкурентов. Данный метод оценки представляет перед оценщиком объективные результаты, поскольку при правильном подходе можно оценить все проекты.

    5. Оценка перспективной стоимости по коэффициентам.

    6. Метод Скоринга позволяет сравнивать приобретаемую компанию с типичными стартапами. А также корректирует оценку стартапов, которые были недавно профинансированы. Такие сравнения можно сделать для компаний, которые находятся в той или иной стадии развития. Первым шагом в использовании данного метода является определение средней оценки компаний в регионе и в конкретной сфере деятельности.

    7. Другие методы.

    Так, для оценки стоимости стартапа используются разнообразные методы, каждый из которых имеет определенные преимущества и недостатки. При правильном использовании того или иного метода можно достичь прекрасных результатов и наиболее объективно оценить стоимость стартапа, однако стоит помнить, что она также сопровождается и другими факторами – качеством и уникальностью идеи, качеством труда людей, которые работают над проектом и другими данными. Поэтому только при качественном подходе можно достичь отличного результата.

Видео по теме