Deport

В 1954 году рок-музыканты бросили вызов миру взрослых. Началось новое движение. Культура оказалась в месте, где происходили колебания не только идеологии и моды, но и социальной жизни. Супергруппы и мегазвезды взбудоражили мир! Сегодня рок интегрировал себя во все стили музыки. Но он никогда не терял того, что составляет его основу: свои корни черной музыки!

Во времена восхождения «The Beatles» рок был прекрасным поводом для рекламы разных товаров: мини-юбок, обувь, косметика, шляпы, прически и т. д. Поклонники чистого рок-н-ролла видели в этом угасание чистого стиля, которая чувствовалась у первооткрывателей этого жанра. Они остались верны первоначальному стилю: коки, бакенбарды, кожаные куртки, большие низкие мотоциклы. Рокеры, вышедшие из рабочей среды устраивали стычки со своими врагами — «модами» (mods), молодыми студентами «art schools», городскими интеллигентами, носившими короткие прически и одежду на французский манер. Моды неизбежно побеждали. Получив экономическую независимость, они открывали для себя удовольствия, извлекая из этой независимости.

Начиная с 1964 года десятки английских групп атакуют Нью-Йорк в надежде заработать по максимуму за минимальное время. Страна в их полном распоряжении. Она не помнит такой музыкальной лихорадки со времен рок-н-ролла. За пять лет они успели отвоевать потерянные позиции и успели задушить свободолюбивые умонастроения.

Beatles с юмором отражают все нападки СМИ, и вскоре в Нью-Йорке распространится та же истерия, которая постигла Англию: отели, осажденные фанатами, мелкая коммерция, кусочки знамени, нашитые на рукава, автографы, постеры и значки с изображением кумиров.

Rollign Stones вызывают похожий ажиотаж. С выступления Мика Джаггера начинает изменяться отношение американских певцов к английской музыке. Американские музыканты начинают копировать его прыжки и повадки. Когда страна была шокирована убийством Джона Кеннеди, «английское нашествие» подхлестнуло энергию нового поколения артистов — рокеров, певцов, поэтов. Казалось, что они просто ждали момента, чтобы проявить себя.

Группа Pink Floyd возникла благодаря восторженному денди Сиду Барретту и го трем друзьям по архитектурной школе. Крики птиц, индустриальные шумы, ослепительное световое шоу: мир Pink Floyd близок к ошмару, где в качестве алиби используется научная фантастика.

Джимми Хендрикс открыл новые возможности инструмента, использовал эффекты, которые позволяли извлечь неизвестные до сих пор звуки. Отныне нет такого музыканта, который не был бы ему чем-нибудь обязан в своей музыке!

В июле 1967 года проходит фестиваль в Монтерее, Калифорния. Это был небольшой фестиваль без претензии на всемирную значимость, но становится в демонстрацию лучшего калифорнийского рока благодаря Джону Филлипсу, Mamas and Papas. Выступление Джимми Хендрикса на этом фестивале становится знаковым в истории рок-концертов. На этом фестивале засверкали такие звезды как Дженис Джоплин, Airplane, Canned Heat. Здесь родилась идея больших фестивалей и достигла своего апогея в августе 1969 года в Вудстоке.

Развитие музыкальной индустрии открыло эру рекордов. Рекордное стечение народа на концертах, рекордное количество проданных альбомов, красочное вручение премий, рекордная слава, рекордное количество разгромленных номеров в отелях, рекордное поглощение наркотиков, которое стало причиной ухода из жизни. С появление хард-рока в конце 60-х годов был установлен еще один рекорд — по децибелам. Исторически праотцом хард-рока является Эдди Кочрану. Термин «хард-рок» родился из желания подчеркнуть радикальную обработку блюз-рока. Пытаясь сделать его музыкой не для широкого круга, музыканты доходили до абсурда, болезненного для барабанных перепонок. Но не смотря на все, это спровоцировало появление многих легендарных групп: Marshall Tucker, Outlaws, Lynyrd Skynyrd и The Allman Brothers Band. Дуэйн Олмэн, их лидер, погиб в автокатастрофе в 1971 году, но стиль его игры на гитаре повлияла на многих музыкантов.

В середине 70-х годов рок стали слишком сложным, слишком утонченным. Он слишком далеко удалился от своего первоначального образа. Внешняя форма взяла верх над содержанием. Рядом с такими образами, какие могла предложить рок-сцена, небольшие группы не имели никакого шанса отвоевать себе место под солнцем. Необходимость найти свою аудиторию, свою нишу, приводит рок в небольшие пабы. Но вскоре английская сцена снова ожила.

В 1980 году появляются видеоклипы, трансляции которых на каналах типа MTV, укрепляют позиции рока. Группы старшего поколения попадают в невыгодное положение, независимо от таланта, тк на телевидении действует жесткая цензура.

В это же время появляется еще одно новшество — компакт-диск. В мгновение рок приблизился к своему прошлому настолько, что стал жить только за счет него. Многообещающие группы, такие как U2 и Simple Minds, сломали эту систему.

Начиная с Beatles, рок научился обрабатывать народную музыку всего мира. Рок приближается к понятию «мир», наглядным свидетельством чего является существование в различных уголках планеты первоклассных рок-музыкантов.

Рок жив, несмотря ни на что!

Появляется огромное количество небольших компаний и тысячи групп. «Поклонники „умной“ музыки должны будут смириться: хард-рок утверждается все больше и больше. Внимание: когда говорят „хард-рок“, больше не подразумевают под этим только Scorpions, Dio или других стареющих поденциков, активно транслируемых по радио. Теперь в это слово вкладывают понятие металлической „new-wave“, к которому относится огромное количество групп от Soundgarden до Mare My Hope, Faith No More, Prong или White Zombies. Все они ушли от большинства старых гротескных клише этого стиля — от искусственных леопардовых шкур, плотно облегающих тело, от разукрашенных лиц, похожих на физиономии извращенных дураков, от напыщенных и нудных альбомов и т. д. Новые группы отказались от всего этого ради глобального подхода, поставив превыше всего энергию и брутальную „силу воздействия“ на тех, кто высокомерно занимается инструментальными уловками и дурацким копированием средневековой музыки. В качестве отличительного признака сейчас у старого поколения музыкантов хэви-метал осталась только глупейшая лирика и длинные волосы…» Лоранс Романс, Liberation, 21 мая 1990 г.

«Как когда-то в Мемфисе или Ливерпуле, рок расцветает вне больших городов. В США он собирается вокруг университетов, в которых существуют свои местные радиоканалы, клубы, продавцы пластинок — знаменитая „студенческая внутренняя жизнь“. Группы В-52 и REM возникли в Атенском студенческом городке в Джорджии. В Великобритании Манчестер всегда оставался колыбелью лучших музыкантов (Грэхем Нэш, Джо Кокер, Ллойд Койл, группа Buzzcocks). За несколько месяцев этот город превратился в Мекку нового рока. Вслед за Joy Division и его последователями из New Order вспыхнуло яркое движение психоделической музыки в конце восьмидесятых годов, благодаря таким командам, как Happy Mondays, James, Stone Roses и Charlatans. Это заимствовало название у одной популярной в 60-е годы группы из Сан-Франциско, переняв ее опыт в постановке представлений и светового шоу. Все больше и больше рок начинает всматриваться в собственное прошлое, восхищаясь тем, что когда-то было предано анафеме. Находясь в тесном контакте с другими направлениями в музыке, рок „смуглеет“, вбирая в себя живительную силу афроамериканской музыки, такой как рэп или чикагская „хаус-музыка“. Однако творческий обмен работал в обоих направлениях.

Принц и Майкл Джексон смогли завоевать любовь белой публики своими мелодиями, постановочными шоу и отточенным, соблазнительным образом. Не оставались без внимания и более близкие влияния, например Джими Хендрикса или Motown.

Сегодня рок черпает вдохновение в собственной истории, записывая и перезаписывая новые версии всего того, что было создано за сорок лет, и ожидает своего следующего возрождения. « Ален Дистер, сентябрь 1992 г.

Видео по теме