Привычная ситуация: вы пришли в крупный магазин за продуктами на ужин, а ушли с полной тележкой и уверенностью, что сегодня вам повезло, и вы отлично сэкономили, купив все самое необходимое. Но так ли это на самом деле?
Владельцы крупных сетевых магазинов, обычных продуктовых магазинчиков и даже киосков уже давно изучили поведение среднестатистического покупателя, его привычки, уязвимые места и научились манипулировать нашими желаниями. Как однажды сказал Стив Джобс, «Нужно создать то, что люди захотят покупать» и он был прав. В случае с магазинами — нужно предложить покупателю то, что он захочет купить. Это главный закон маркетинга. Руководствуясь этим правилом, нас с легкостью убеждают в том, что нам нужно именно то, что нужно сбыть продавцу, даже если мы вовсе не собирались это покупать. Хитростей, которые заставляют нас покупать, великое множество. Рассмотрим их в отдельности.
- Наши дети. Вы, наверняка, замечали, что сладости для детей выкладываются на полки пониже, в зоне видимости для каждого малыша, и когда ребенок показывает на витрину и просит «вот это», продавец с добродушной улыбкой протягивает самый красивый и дорогой шоколадный батончик со словами «Вот это? ». Когда внимание привлечено уже к другому, более яркому предмету, ребенок быстро забывает о своем желании и радостно кивает, подергивая вас за рукав. Ничего не остается, как купить именно этот батончик для любимого чада.
Вывод: магазин — не место для детей. Родители самостоятельно должны решить, что из сладостей и лакомств будет нужно и полезно для их ребенка. Оставьте малыша дома, если есть такая возможность, или пусть один из родителей остается с ребенком на улице подышать свежим воздухом, пока второй совершает покупки.
- «Оптовые» закупки. Есть хорошая старая шутка о старике с арбузами. Напомню: сидит на рынке старик, возле него две кучи арбузов. На одной табличка «1 арбуз — 3 рубля», на второй «3 арбуза — 10 рублей». Подходит мужчина и просит один арбуз из первой кучи, отдает 3 рубля, потом просит второй арбуз, отдает еще 3 рубля, затем третий за 3 рубля и говорит старику: «Не умеешь, дедушка, торговать! Я вот 3 арбуза за 9 рублей купил! Пропадут те, что за 10. » Дед смотрит ему вслед, докладывает из второй кучи арбузы в первую и говорит: «Считать умеет, а зачем вместо одного арбуза целых 3 купил? ».
Вывод: покупайте ровно столько, сколько вы планировали купить, уходя из дома, ведь все «скидки» уже включены в стоимость товара.
- Крупная тара. При входах в большие торговые залы супер- и гипермаркетов всегда находятся большие тележки для покупок. Взяв по наитию такой «транспорт», идя за хлебом и молоком, «как-то стыдно с пустой к кассе подъезжать». На это и рассчитывает владелец магазина. Наша психология такова, что нам всегда хочется выглядеть лучше, чем мы есть, состоятельнее, презентабельнее. Кстати, тут еще очень многое зависит от менталитета.
С немцем такой трюк вряд ли пройдет. В итоге к хлебу и молоку добавляется пакет пряников, пачка сока, пачка сухариков, пара бутылок пива, туалетная бумага и еще множество незапланированных покупок.
Вывод: за мелкими покупками идите в мелкий магазин или берите корзинку, если не представляется возможным донести покупки до кассы в руках. Большая тележка нужна в тех случаях, если вы идете за упаковкой минералки или ящиком пива.
- «С глаз долой — из сердца вон». Еще один закон супермаркетов — самые необходимые продукты убирать в самые дальние уголки. По дороге за хлебом через весь торговый зал вы сильно рискуете наткнуться на любимые маринованные помидоры, стенд с чипсами, ряд с макаронами и крупами, разовые пакетики кофе, печенье. В общем, про хлеб забыть проще простого, выбирая банку с помидорами из большого ассортимента. А когда про хлеб вы все же вспомните, ваша корзинка уже будет почти полной.
Вывод: смотрите на указатели, расположенные по всему залу, чтобы быстро найти нужный вам отдел. Выбирайте кратчайший путь и не прогуливайтесь вдоль витрин, а уверенно шагайте к намеченной цели. Таким образом, вы лишите себя возможности купить что-то лишнее. Кстати, к кассе лучше возвращаться с такой же скоростью и целеустремленностью.
- Касса. И вот вы, как Шумахер, обходите одну уловку за другой и со скоростью света без единой лишней покупки направляетесь к финишу, то есть на кассу, где перед вами оказывается еще пара человек. Скучающий взгляд останавливается на корзинке с батарейками, а ведь в телевизионном пульте их скоро надо будет менять, сигареты заканчиваются, а еще зажигалки с фонариком и жвачка тоже жизненно необходимы. И, конечно же, возвращаться и сравнивать цену на кассе и в зале вы не станете, потому что близится ваша очередь. Мышеловка захлопнулась, вы потратили лишние 100 рублей.
Вывод: подумайте, действительно ли вы нуждаетесь в этих мелочах в данный момент или на выходных будет время съездить на рынок и взять все по списку в два раза дешевле? Скорее всего, ваша сознательность возьмет верх, и вы воздержитесь от ненужных трат у кассы.
Внимательно изучив вышеперечисленные пункты, вы спасете свой бюджет и сможете позволить себе более значимые и действительно необходимые приобретения. В крайнем случае, сэкономленные деньги можно будет потратить с удовольствием на досуг или отдых, сходить в кино или с друзьями в кафе.
Работники торговли умело манипулируют вами и думают, что вы не догадываетесь об их ухищрениях, когда вы тихонько посмеиваетесь и пересчитываете свои сбережения. К тому же, вы убедитесь, что жизнь без жвачки не теряет смысл, перестанете выбрасывать пропавшие продукты изо дня в день, в вашем гардеробе не появится три одинаковых майки, купленных «оптом», ваши дети не будут капризничать и есть шоколад неизвестного происхождения в красивой упаковке. Выходя за покупками, составляйте список, где обязательно указывайте не только наименование, но и количество, а также было бы неплохо указывать пороговую стоимость, дороже которой товары вас «не интересуют».