Для успешного развития любого бизнеса необходимо четкое планирование. Но перед тем как приступить к нему, следует соответствующим образом подготовиться. А для этого нужно тщательно изучить обстановку, собрав необходимую информацию. В качестве таковых выступают материалы, которые можно обнаружить в интернете, опубликованные в специальных изданиях отчеты компаний, опросы, интервью и многое другое.
Базируется система маркетингового анализа на двух составляющих — банке статистики и банке моделей. Статистический банк можно, пожалуй, назвать еще базой статистических данных, которые обрабатываются особым образом, давая предпринимателю ответ на ряд вопросов. Например, «что влияет на мой сбыт», или «что указывает на то, что покупатель выберет данный товар»?
Банк моделей — это база данных самых оптимальных моделей поведения и принятия решений в той или иной ситуации участниками рынка. Здесь даются ответы на другие вопросы. Например, что будет, если цену товара увеличить на 10%, а на рекламу потратить на больше?
Второй этап системы маркетингового анализа
Затем проводится непосредственно маркетинговый анализ рынка, то есть дается оценка состояния рынка с прогнозированием его развития в будущем. Для этого учитывается множество факторов, и составляется план аналитических действий, который непременно должен включать как маркетинговый анализ рынка, так и самой фирмы, то есть всех процессов, происходящих внутри нее, а также всесторонний разбор поведения конкурентов. Не обойтись и без изучения всех действий, предпринимаемых для воплощения того или иного проекта в жизнь. Необходим также анализ товара на всех этапах его реализации.
Лучше всего, когда анализ рынка проводят независимые эксперты. Только при соблюдении этого условия их мнение будет не предвзятым и по-настоящему объективным. Это очень важно, так как именно их вывод ляжет в основу маркетинговой стратегии и определит специфику управления вашей фирмой.
Виды и программы маркетингового анализа
Для обследования конкурентов лучше всего подходит SWOT-анализ, выявляющий сильные и слабые стороны предполагаемых противников, их возможности и угрозу, исходящую от них. Для описания внешней среды компании наиболее подходит PEST-анализ. Он учитывает социальные, экономические, технологические, политические факторы, что очень важно, ведь именно в этой среде придется вашей фирме функционировать. Если же ко всем перечисленным факторам добавить еще юридические и природные, то получится разновидность PEST-анализа — PESTLE.
Ну, и конечно же, никакое маркетинговое исследование не будет полным без анализа угрозы появления эрзац-продуктов и новых участников рынка, изучения поставщиков и потребителей, а также уровня конкурентной борьбы.